На день Холокоста. Ещё раз о комплексе национальной инвалидности

На модерации Отложенный

Сегодня, 27 января, во всем мире отмечается уже восьмой раз международный день памяти жертв Холокоста. В 2005 году ООН приняла резолюцию, что 27 января – день освобождения советской армией Освенцима – станет ежегодным напоминанием о самом страшном преступлении в истории человечества.

Люди спрашивают, как проходит этот день в Израиле? Отвечаем: почти никто у нас о нём не слыхивал. Через несколько дней после весеннего праздника Песах в Израиле отмечают день восстания в Варшавском гетто. А религиозные евреи и вовсе отказались выделить особый день в году для поминания шести миллионов. Есть день разрушения Храма: он включает в себя все болести и горести, но особой даты поминания недавней трагедии нет в нашем календаре.

Очень негармонично звучит по-русски импортированное из греческого слово «холокост». А ещё ужаснее -- навязываемый урок из прошлого: после вопиющей трагедии Второй мировой войны люди, мол, должны стать толерантными. В Москве даже музей толерантности открыли. Говорят, что неподалеку от одного «хауза терпимости»…

Да, есть страны и народы, где, может быть, уместно напоминать кое-кому о массовых преступлениях в годы Второй мировой. Причём если в Германии виновные в этих преступлениях были осуждены и покараны, то, например, в Прибалтике нацистские преступники сегодня провозгашаются национальными героями, то же самое внедряется на Украине. Но даже и в этих случаях в напоминании нуждаются преступления не только против еврейского народа.

И уж совсем неуместны попытки исключительного преподнесения «холокоста» в отрыве от других трагедий войны таким народам, как русские, белорусы, украинцы, татары, сербы... Эти люди воевали, понесли чудовищные потери и в конце концов победили. И именно Победа этих людей празднуется как символ справедливости и величия духа человеческого. Зачем доказывать им так нарочито, что евреи выстрадали как-то «особенно"? Пусть на долю еврейского народа действительно выпали тогда страшные испытания, но кому во благо это самохвальничанье жертвами?

Стоит поучиться на примере армянского народа. Последние пятьдесят лет все армянское самосознание свелось к осознанию и расширению масштабов резни 1915 года.

В результате при образовании независимой Армении в Ереване не нашлось никаких жизнеутверждающих посылов для определения своей национальной особости. И в течение двадцати лет население республики сократилось вдвое…

Если довести идею культа Холокоста до её логического завершения, то наше, «право» на Израиль – это следствие инквизиции, погромов, притеснений и пагубы Шести Миллионов. Выходит, что мы вещаем миру, будто народ Израиля гордится прежде всего своей мартирологией. Получается так: кто силой оружия славится, кто природными ресурсами, кто армией или делячеством, а мы вот спесивимся тем, что нас убивали. И так убивали, как никого до нас.

Пусть никто не истолкует мои слова превратно: народ Израиль был всегда силён особо своей памятью. Чувство боли по убиенным должно жить в нас той придавленной пружиной, которая освобождается с удесятеренной силой в минуту испытания. Но любовь к Израилю и гордость принадлежности к нему начинается никак не с мартирологии. Это Книга Книг, которая ожила на глазах у всего мира в 1948 году и живет предвечной победительницей. Это мессианская поступь на Земле Израиля, осязаемая уже во всех уголках мира. Это победы армии и народа Израиля в войнах за свою независимость. Это наши цветущие киббуцы и мошавы, которые стоят на тех местах, где менее века назад располагались болота. 

Разумеется, мы будем помнить всех погибших, и все последующие поколения тоже не забудут. Но не об этом будем мы повествовать городу и миру. 

Авигдор Эскин


Родился в 1960 г. в Москве. В 1974 году был арестован за расклеивание листовок в поддержку Александра Солженицына. В 1979 году репатриировался в Израиль, где поступил в иешиву. Служил в Армии обороны Израиля, принимал участие в боевых действиях в Ливане в 1982 году. С 1983 года совместно с депутатом Кнессета от партии Ликуд Михаелем Кляйнером руководит движением «Новые правые Израиля». Выступает против передачи освобождённых в 1967 территорий палестинцам. Автор тысяч статьей о политике, религии, культуре. Выпустил три книги: «Израиль. Вера. Правда» (2000), «Толкование к Книге Псалмов» (2005) и «Тиккун Клали» (2007). Живёт в Иерусалиме.