Нет смысла косить коррупционную траву. Ее надо выпалывать

На модерации Отложенный

В свое время Общественный совет по вопросам развития городского хозяйства при сиполкоме Казани поручил мне проанализировать проблематики обращения твердых бытовых отходов (ТБО) в нашем городе. Но поскольку свою работу в мае прошлого года Совет приостановил, результаты анализа попытаюсь изложить здесь.

О проблематике ТБО говорилось не раз. См., например, http://www.echo.msk.ru/blog/efim/949068-echo/. Говорилось и об оплате услуги «вывоз ТБО». Напомню, у нас, в Казани, эту услугу оплачивают собственники жилья. Пропорционально принадлежащей им жилплощади. Которая сама по себе не мусорит. Почему же плата за вывоз привязана к жилплощади? Я думаю, это сделано для удобства жуликов и коррупционеров.

Наше – населения – дело выбрасывать ТБО в специальные контейнеры. А их содержимое нужно куда-то вывозить. По идее, перевозчики могут отправлять ТБО либо на полигоны – специальные дорогостоящие инженерные сооружения, предназначаемые для захоронения ТБО, либо на мусороперерабатывающие предприятия. И, казалось бы, не могут сбрасывать его в овраги и/или на свалки.

Но только не у нас, в Казани. Здесь основную массу ТБО годами валят на городскую свалку, расположенную близ поселка Самосырово. Свалка периодически возгорается, причиняя вред здоровью населения и нанося ущерб окружающей среде.

Почему же ТБО попадают на свалку, а не на расположенный рядом полигон ЗАО «Казанский экологический комплекс (КЭК)»? Потому что захоронение ТБО – удовольствие не из дешевых, а на свалку бытовой мусор можно валить практически шаром даром. Куда уходит разница? Это, как говорится, большой секрет для маленькой компании…

Захоронение ТБО закон (ФЗ-210) определяет как коммунальную услугу. А коммунальные услуги подлежат государственному регулированию. В Татарстане такое регулирование осуществляет госкомитет по тарифам. Однако тариф на захоронение ТБО он КЭКу не согласовал. Почему – не знаю, но предположение есть: ради конкурентов КЭКа. Чтобы основной объем ТБО, вывозимых из Казани, они спокойно могли валить на Самосыровскую свалку.

Но, быть может, и не стоит указывать КЭКу, как именно он должен поступать с ТБО? А услугу, которую КЭК оказывает перевозчикам, впредь именовать «приемка ТБО»? И пусть впредь КЭК самостоятельно решает, как именно ему поступать с принятым «товаром».

Тут, впрочем, и решат-то нечего. Принимаемые отходы КЭК сначала отправляет на сортировочную станцию, где из общей массы ТБО отбирают бумагу, пластик и металл. Остающийся «хвост» идет на захоронение. Благо для этого у КЭКа есть полигон, в сооружение которого владельцы предприятия вложили приличные деньги.

Однако КЭК не принимает ТБО. Потому, что госкомитет РТ по тарифам не утвердил ему тариф на захоронение. Почему не утвердил, не знаю. Но могу предположить: это было сделано по просьбе исполкома Казани. А его, по-видимому, устраивает, что основной объем ТБО, вывозимых из Казани, попадает на Самосыровскую свалку. Где никто ничего, конечно же, не сортирует.

Как уже сообщали СМИ, в Поволжье в связи с обращением ТБО разразился коррупционный скандал. См.http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20121026130905.shtml.

Надеюсь, что коррупционеры получат по заслугам. Но не надеюсь, что коррупция в сфере обращения ТБО будет устранена. Устранение недуга предполагает знание обусловливающих его факторов. А какие факторы обусловливают коррупцию в мусорном бизнесе?

Как я думаю, главная причина в том, что площадь помещений заказчиков услуги «вывоз ТБО» никоим образом на себестоимость обращения ТБО не влияет. А если учесть, что конкурентам КЭКа нет нужды тратиться на захоронение, выгода получается значительная. И настолько, что часть этой выгоды не жалко поделиться с заинтересованными (в получении взятки) должностными лицами.

Не сомневаюсь в том, что правоохранительные органы выкосят коррупционную трын-траву, которую плодит казанская земля, щедро удобренная бытовым мусором. Однако выпалывать эту вредоносную травку пока некому.

По версии следствия, руководство департамента Росприроднадзора неоднократно через посредника получало взятки за положительные заключения государственной экологической экспертизы по полигонам утилизации ТБО, а также за принятие мер к аннулированию лицензии, выданной конкурирующей взяткодателю организации. Общая сумма взяток составила более 5 млн руб.

За что же взяткодатели платили чиновникам?Очевидно, за то, чтобы те не мешали им делать выгодный бизнес. А мусорный бизнес выгоден, прежде всего, потому, что не поддается никакому учету. Напомню: в Казани плата за вывоз ТБО «привязана» к площади помещений, принадлежащих собственникам. Притом, что себестоимость обращения бытового мусора от площади этих помещений никоим образом не зависит.Все-таки не случайно в Израиле услуги по вывозу ТБО финансирует местный бюджет. 

Ликвидировать коррупцию в сфере обращения ТБО на самом деле не так уж и трудно. Если предпринимателей, действующих в этой сфере, освободить от падких на взятку чиновников. А для этого нужно ввести несколько простых правил.

Прежде всего, освободить собственников от оплаты услуг по сбору и вывозу ТБО, возложив ее на муниципалитет.

Обязать муниципалитет

- провести открытый конкурс среди желающих делать бизнес на сборе и вывозе ТБО. Но не допускать к участию в нем перевозчиков, предварительно не заключивших договора на приемку ТБО с владельцами полигонов и/или мусороперерабатывающих заводов.

- с победителями конкурса заключить договора, в которых должны быть регламентированы не только правила сбора и вывоза ТБО, но и ответственность за сброс ТБО в неустановленных для этого местах.

Делать бизнес на вывозе ТБО могут многие. Для этого достаточно приобрести мусоровоз и нанять водителя. Иначе обстоит дело с утилизацией бытового мусора, требующей серьезных финансовых вложений. И если уж находятся предприниматели, вкладывающиеся в этот бизнес, их не нужно душить тарифами, поощряя конкуренцию на рынке услуг по приемке ТБО, чем и следует заняться территориальному отделению ФАС РФ.

И, наконец, как государственным органом, так и органам местного самоуправления следует запретить любое вмешательство в «мусорный» бизнес. Если только не будет доказао, что тот или иной, участвующие в нем хозяйствующий субъект, не нарушает закон.