Политический брак России: потенциальные "женихи"
Женитьба России
http://www.kp.ru/daily/25982.5/2915313/

Незадолго до тусклых президентских выборов в США и безальтернативной пересменки кормчих в Китае из Пекина пришло сообщение - прямо-таки синтез этих двух культур
Некто Фэн Цзянь выиграл суд у бывшей супруги, которую обвинял в том, что она «обманным путем вышла за него замуж», и требовал компенсации. Вознегодовал истец после того, как у парочки родилась невероятно уродливая дочь. Сначала он, правда, решил перепроверить, является ли отцом ребенка. Но анализ ДНК подтвердил: «Несомненно». И тут глупая жена призналась, что еще до знакомства с Фэн Цзянем сделала себе дорогостоящую пластическую операцию, превратившись из страшилы в довольно миловидную девушку. Китайский суд был суров: оштрафовал даму на 750 тысяч юаней (120 тысяч долларов).

Эту историю я хочу сделать метафорой, сопровождающей размышления о том, с кем вступать в политический брак России.
* * *
Все смешалось в доме Обамовском. И Поднебесном тоже. Все запуталось, перекрутилось.
Поседевший за четыре года первого президентства Барак, по собственному признанию, при первой возможности пытается уединиться с супругой Мишель на балконе второго этажа Белого дома. Сидит - медитирует. Оправдывает кличку No-drama Obama - поверье, будто ни на какое событие он не реагирует импульсивно. Предпочитает тихо беспилотники по планете рассылать. Зато на родине Конфуция, еще недавно детерминистски невозмутимой, из кулуаров власти все чаще раздаются крики: то какого-нибудь премного возомнившего о себе Бо Силая (партийного босса) придушат, то Японии из-за спорных островов чертей посулят.
Некогда могучая американская инфраструктура как-то незаметно исчезла из первой десятки мировых по уровню развития. Одних мостов столько модернизировать надо, что на несколько президентов хватит. Но погрязшие в эгоизме граждане совершенно не готовы поддерживать масштабные и долговременные государственные программы. Времена Франклина Делано Рузвельта не вернуть. В Китае все вроде бы наоборот: инвестиции государства в развитие инфраструктуры достигли в прошлом году почти 50% ВВП. Но чему радоваться? Доля потребительских расходов в том же ВВП упала до 37%. И всем ясно: государство больше не в состоянии обеспечивать требуемый экономический рост новостроем.
В США исчезает средний класс, а вместе с ним и стабильность в обществе. В Китае - увеличивается, но темпы социального расслоения это увеличение опережают. Деревенские близки к тому, чтобы штурмом брать города.
Со свободой или, точнее, несвободой тоже какая-то неразбериха. Все вверх ногами. Казалось бы, США - оплот мировой демократии, а Китай - государство чуть ли не полицейское. Почитаешь о том, как накануне открытия XVIII съезда КПК в Пекине запретили полеты почтовых голубей, а пассажиров такси лишили возможности открывать окна, - сомненья в этом прочь. Однако, по официальной статистике, в американских тюрьмах сейчас сидит уже четверть всех заключенных мира. Несмотря на то, что в Китае проживает на миллиард человек больше, чем в США, в местных камерах - на 600 тысяч человек меньше. Как этот казус объяснить?
Барак Обама по-прежнему говорит что-то на тему «Да, мы сможем!» (правда, что сможем и когда, - не понять), но уже, по-моему, и сам в свое заклинание не верит. А нынешний председатель КНР Ху Цзиньтао, выступая 8 ноября на открытии съезда китайских коммунистов, вообще выдал фразу, не поддающуюся расшифровке.
Сказал, что, с одной стороны, Китай «не должен идти старой тропой», но, с другой, не следует ему идти и «дорогой зла, с заменой флагов и знамен». Куда ж тогда? Взвиться и улететь?
Сижу и горюю: «Неужели нам судьбой предназначено с одной из этих неадекватных стран под венец?»
* * *
Стоп. Почему такая постановка вопроса? Ведь в невесты к России никто из них, любителей пластических операций, пока не набивается. Более того, пред русским духом носом крутят.
Если в ходе предвыборной кампании в США тема прав человека и всяких там свобод возникала, то применительно к России, а не к Китаю. Это у нас, а не в Китае были замечены диссиденты в виде Pussy Riot и якобы недемократические выборы. Китай фигурировал только в качестве торгового партнера Америки. Говоря о планах развертывания системы ПРО, кандидат от республиканцев Митт Ромни подчеркивал, что «по этому вопросу никакой гибкости с Владимиром Путиным не будет», но, едва речь на теледебатах с Обамой зашла о Поднебесной, провозгласил: «Мы можем быть партнерами с Китаем. Нам нет потребности быть противниками ни в чем, ни в каком виде или форме».
«По классическим геополитическим параметрам - когда во внимание принимаются размеры территории, разного рода ресурсы и их влияние на убеждения, поведение, политику, - совершенно очевидно, что главным противовесом американской мощи и влиянию является Россия», - пишет в журнале Foreign Policy военный эксперт Джон Арквилла. По его мнению, умным политическим ходом для Вашингтона сейчас было бы теснее заключить в свои объятия Пекин. Если сорок лет назад «китайскую карту» успешно разыграл в противостоянии с СССР президент Ричард Никсон, что мешает это сделать теперь?
Станет ли активно домогаться любви России будущий председатель КНР Си Цзиньпин? Не факт. Китайцы по нарастающей не доверяют никому. Внутренняя напряженность в стране все чаще выливается в ее внешнюю агрессивность. Слава богу, пока словесную.
Если в 2010 году 68% китайцев характеризовали отношения с США как «сотруднические» и лишь 8% называли их «противоборством», сейчас цифры - 39% и 26% соответственно (данные Pew Global Attitudes Project). Растет скепсис китайцев в отношении намерений Индии, Японии, ЕС, Пакистана, Ирана. Наибольшее доверие - к России, но и оно свойственно менее половины жителей Поднебесной (48%).
Если отбросить мало на чем основанные надежды, кажется, только богатства наши природные США и Китай волнуют.
Так для чего же, спросите вы, все эти ваши рассуждения о женитьбе, о политическом браке? Да потому что сама наша страна истосковалась по любви, сохнет без оной. И век этот XXI такой, что без заключения глобальных уз хоть с кем-то пока еще значимым не выжить.
Три претендентки у России есть для сватовства: Китай, США и Европа. Тяжело хворает последняя. Презираемая и американцами, и китайцами. Не единожды нас предававшая. Самовлюбленная. Но, похоже, не избежать нам именно с ней объединения рано или поздно. Это - лучший вариант. От противного. И с наименьшей вероятностью того, что в браке этом родятся уродливые дети. И с наименьшими рисками в том случае, если отношения после родов все-таки придется выяснять.

Дмитрий Воскобойников
Комментарии