В Армении устали от засилья «карабахских ишаков»

«А что, местные армяне - турки, чтобы Роберт Кочарян вот так пришел и начал бороться?»

В преддверие президентских выборов в Армении, которые состоятся 18 февраля, заметно обострились противоречия между ереванскими и карабахскими армянами. Это противоречие, существовавшее всегда, но неизменно выливающееся наружу аккурат перед политически важными событиями в Армении (как это было, например, во время и, особенно, после выборов 2008 года), сегодня стало одной из самых обсуждаемых тем в армянских СМИ.

Для начала отметим, что, несмотря на внешнюю, можно сказать, показушную солидарность между ереванскими и карабахскими армянами в вопросе Нагорного Карабаха, тем не менее, отношение ереванских к карабахским часто ироничное и даже пренебрежительное. Достаточно вспомнить обидное прозвище «карабахские ишаки», которым ереванские наградили карабахских армян. Ереванские считают, что карабахские армяне обязаны именно им за «спасение от Азербайджана» и то покровительство, которое они оказывают им на протяжении последних 25 лет. В свою очередь, карабахские армяне платят ереванским той же монетой, и, считая себя солью земли, не желают быть вторым сортом. В связи с этим довольно часты споры, пока на бытовом уровне, между карабахскими  и ереванскими армянами.

Однако дело уже не ограничивается одними лишь противоречиями на бытовом уровне. Все чаще и громче в последнее время ереванские армяне выражают острое недовольство тем, что ключевые посты в политике и экономике Армении захватили выходцы из так называемого карабахского клана. Проникновение карабахских армян в высшие эшелоны власти в Армении началось еще при первом президенте Левоне Тер-Петросяне. Достаточно напомнить, что при Тер-Петросяне два ключевых поста в республике – премьер-министра и министра национальной безопасности – занимали представители карабахского клана – Роберт Кочарян и Серж Саргсян. Влияние карабахских армян на политику и экономику усилилось после того, как в феврале 1998 года Тер-Петросян подал в отставку, и уже в следующем месяце его кресло занял Роберт Кочарян. Окончательный захват карабахскими армянами власти и всех «хлебных» мест в правительстве и экономике Армении произошел после теракта в армянском парламенте 27 октября 1999 года, когда террористами были уничтожены единственные две политические фигуры, которые могли противостоять засилью карабахского клана – председатель парламента и бывший многолетний 1-й секретарь ЦК Компартии Армении Карен Демирчян и премьер-министр Армении Вазген Саркисян, который хоть и принимал участие в Карабахской войне, но, тем не менее, не причислял себя к карабахскому клану. Новые лидеры Армении привели за собой свою команду – соратников, друзей, родственников, которые, как нетрудно догадаться, были сплошь выходцами из оккупированного азербайджанского региона.

Со временем скептицизм и «интеллигентское нытье» ереванских армян, вызванное  засильем карабахского клана, два представителя которого – Кочарян и Саргсян - вот уже три срока (хотя, уже сейчас можно с уверенностью говорить и о четвертом сроке – в победе Саргсяна мало кто сомневается) подряд занимают кресло президента,  сменило острое недовольство и возмущение. Оно и понятно: представители карабахского клана необоснованно занимают свои руководящие должности в Армении, но ситуация при этом в республике ухудшается день ото дня. И сегодня ереванские армяне уже не желают мириться с доминированием карабахских в армянской политической, экономической и бизнес-сферах. Не хватало лишь искры, чтобы пламя острых противоречий между ереванскими  и карабахскими армянами вырвалось наружу. Совершенно неожиданно ее поднес к тлеющему костру второй президент Армении Роберт Кочарян. Его интервью, опубликованное 15 декабря 2012 года в «Медиамакс», вызвало гнев и возмущение ереванских армян. В этом интервью Кочарян в качестве основной причины, заставившей его воздержаться от борьбы за президентское кресло на выборах 18 февраля 2013 года, выделил неприемлемость борьбы двух карабахцев -  давних соратников за власть.

Эти слова вызвали бурю негодования и массу обсуждений, больше похожих на осуждение, в армянских СМИ.

Так, по словам армянского политтехнолога Карена Кочаряна, он «настолько возмущен содержанием интервью, что даже не хотел бы его комментировать». По его мнению, своим интервью экс-президент  Роберт Кочарян возрождает противоречия между армянами Армении и Карабаха. «Особенно по части карабахцев. Честно говоря, я так возмущен по этому поводу.  Было впечатление, что за прошедшие 5 лет эти противоречия в обществе сгладились. А что, если бы Серж Саргсян не был карабахцем, тогда что? А что, местные армяне - турки, чтобы он (Роберт Кочарян – ред.) вот так пришел и начал бороться? О чем вообще речь. Вот он отмечает, что сам привел Сержа Саргсяна, не хочет ему мешать, но в то же время говорит, что Саргсян допускает ошибки. То есть, он вправе продолжать все разрушать только потому, что он его привел?», - заявил он (http://armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=81184).

В свою очередь, депутат парламентской фракции «Армянского национального конгресса» Николя Пашинян заявил, что «пара Кочарян-Саргсян сама приложила максимальные усилия для того, чтобы между двумя частями нации был вбит клин, чтобы в Армении действовал принцип «Раздели и владей». «Этим интервью Роберт Кочарян доказал, что они действуют совместно с Сержем Саргсяном и продолжают осуществлять начатое еще в 1997 году совместное дело по оккупации власти Армении», - сказал депутат (http://lurer.com/?p=69480&l=ru).

Еще дальше пошла «Национальная идея»: «…А теперь пишут, что, конечно же, Кочарян был прав (с точки зрения некоторых СМИ, Кочарян всегда прав, он не может быть «не прав», даже в убийстве Погоса Погосяна, ликвидированного его «охраной», руководствующейся исключительно «воровскими» понятиями), так как действительно неудобно бороться с карабахцем и давним соратником, так что решение было верным, но… Кочарян сказал (!?) в подтексте (а мы, болваны, не поняли, потребовалась мудрая подсказка гражданки Корюн Манукяна!), что он непременно вернется. Когда? Лет через пять? Причем тут карабахское происхождение, причем тут кровное родство, если государство гибнет, а, по их словам, рецепт спасения известен только и исключительно Роберту Кочаряну!? Если бы Серж Саркисян был ленинаканцем и одновременно давним соратником Кочаряна, то он выдвинул бы свою кандидатуру против него? Разве не смешно, когда экс-президент суверенной республики за 10 лет работы на посту главы государства так и не познал, что такое государство, так и не смог отказаться от своего антигосударственного, панибратского и полублатного мышления и до сих пор мыслит масштабом и категориями блатного «авторитета»? И как не удивляться стойкости Армении, которая до сих пор стоит на ногах и не рухнула к чертовой матери вследствие правления людей типа Кочаряна, удел и призвание которого – руководство подпольной коммерческой конторой или, в лучшем случае, – блатной командой, где уже не стыдно говорить: как же я пойду против Сержа, ведь между нами хлеб-соль, мы оба карабахцы и т.д. и т.п.», - написал автор Артем Хачатурян.

Кстати, такого же мнения придерживается и большинство армянских пользователей в социальных сетях и на форумах.

Нам же остается лишь с улыбкой наблюдать за обострением противоречий между «карабахскими ишаками» и ереванскими армянами, которые, словно пауки в банке, будут медленно, но верно пожирать друг друга на фоне приближающихся в Армении президентских выборов. С другой стороны, нынешнюю ситуацию в Армении можно смело назвать запоздалой расплатой за развязывание Карабахского конфликта и аннексию азербайджанских территорий. Как говорится, за что боролась, на то и напоролась. Надеяться на то, что Саргсян проиграет эти выборы, не приходится. А потому, ереванским еще как минимум 5 лет придется терпеть на своей спине взобравшихся туда «карабахских ишаков».