Свобода?


   Свобода

     Процессы демократизации в России неуклонно развиваются. На марш против «закона Ирода» вышло в Москве примерно 25 тысяч человек, небольшой пикет в 15 человек вышел и в Казани. Ранее провел одиночный пикет протеста доктор социологических наук Ясавеев из Казанского университета. Как обсуждают в Интернете, олигархи России недовольны усиливающейся нестабильностью для бизнеса в России и поэтому в период зимних каникул прошла встреча олигархов, на которой решено предложить Путину уйти в отставку.
      Если взглянуть на социологические исследования, то только 23% населения России хотели бы избрания Путина на 4-й срок. При этом, как становится известно, что Путин может посадить бывшего министра обороны Сердюкова, то рейтинг Путина быстро растет, как становится известно, что Путин его не посадит, рейтинг падает (исследования Бунина). Обозленное астрономической коррупцией население требует посадок коррупционеров. Многие не следят за законом об усыновлении детей за рубежом, но проявляют большой интерес к проблеме коррупции. Хочет Путин этого или не хочет, ему придется считаться с общественным мнением и начать кампанию радикальных посадок. 44% населения считает, что после ухода Путина сторонники Путина начнут передел сфер влияния.
      Тот же процесс, но в меньших размерах произойдет и в Татарстане. Скорее всего Минниханов ждет окончания Универсиады, чтобы затем начать кампанию по укреплению свой личной власти. До Универсиады он не хочет осложнять ситуацию, потому что суды над крупными коррупционерами неизбежно приводят к водопадам компрометирующей информации, которую вбрасывают противоборствующие стороны в азарте борьбы, и процесс начинает приобретать неконтролируемый характер.
      Вот, например, ваххабизм, о котором много трубят по всем каналам информации. Считается, что его привнесли в Татарстан из-за рубежа, но никто объективных исследований не проводил. Ханафитский мазхаб, кстати, исповедуют талибы из Афганистана. Причины ваххабизма скорее всего лежат в откровенной эксплуатации и бесправности мигрантов, корпоративный «зонтик» им предоставляет как раз ваххабитская секта. Им недоплачивают и их обманывают коррупционные структуры, в результате люди крайне недовольны. Если тот же «Вамин» чуть ли не годами массово не платил крестьянам за поставки молока, то ясно, к каким чувствам это приводило сельское население. Не зря современный ваххабизм сравнивают с большевистским и эсеровским движением в дореволюционной царской России.
      Проблема не в ваххабизме, во многом мифическом, проблема в алчности зарвавшихся коррупционеров. В сохраняющейся ситуации ваххабизм будет только укрепляться в Татарстане, так как не решается вопрос о его социальных предпосылках. Ситуация с мечетью «Аль-Ихлас» показательна, идеологическое оппозиционное движение пытаются задавить силой, при этом играя на руку тому же ваххабизму, делая из них мучеников за веру. Эксперты силового решения вопроса сформулировали свое кредо: «Задавить гадюшник!». Но это же сотни людей, пусть и заблуждающихся. Подобный подход может только привести к эскалации напряженности, причем именно в выгодном для ваххабизма направлении.
      Кому это выгодно в республике? Возможно, с помощью подобного подхода кое-кто хотел бы существенно ослабить позиции президента Минниханова. Ясно, что силовой доминантой с ваххабизмом не справишься. Нужно осознание реальной картины, а не пропагандистские клише и «разводки». Уже сейчас возможен вариант с обвинением Минниханова в неспособности обуздать ваххабизм и назначением после Универсиады в Татарстан бывшего министра МВД РФ Нургалиева. Но просто так его не изберешь в республике, поэтому необходимо нагнетание напряженности, тогда население Татарстана согласится с приглашением «силовика». Но нужно осознавать, что человек из Москвы будет не только транслировать политику Москвы в Татарстане, он также неизбежно выступит с предложением ликвидировать сам Татарстан как национально-территориальное образование, как относительно самостоятельное государство.
      Фигура «после Минниханова» может стать исторически ключевой для республики – перед республикой встанет вопрос: быть или не быть. Конечно, сами татары и их стремление к самостоятельной жизни, сам татарский народ никуда не денутся. Но ликвидация республики будет огромным шагом назад, практически ее возможно оценить как национальную катастрофу. Минниханов как президент Татарстана еще может сохранить республику - плацдарм для расширения самостоятельности в момент возвращения в России демократии.
      Для России, конечно, характерен традиционный консерватизм, 68% населения, например, сожалеет о распаде СССР. Это огромная питательная среда для левых настроений. Путин ориентируется на консервативную среду в стране, но дело в том, что она достаточно однородна по политическим взглядам, и эти люди не только против усыновления детей за рубежом, но также такие ксенофобские фильмы, как «Орда», являются выразителем их настроений в национальном вопросе. Если Путин опирается на этот консервативный слой, то он неизбежно вынужден будет начать политику популистских «простых решений» в национальном вопросе – начать процесс ликвидации республик, например.

Для него примером является Столыпин, который своей близорукой политикой в национальном и земельном вопросе, по существу, и инициировал рост протестных настроений, закончившихся большевистской революцией с лозунгом «отнять и поделить».
      Для Татарстана исторически главным является вопрос: может ли Россия стать демократическим государством? Судя по тому, что 68% населения тоскует по СССР, ответ на него ясен – при реальном голосовании в России коммунисты будут иметь 50% голосов, жириновцы - 25% голосов. Как они будут решать национальные проблемы, тоже ясно – это будет политика откровенного подавления национальных движений. Но если с развитием России в демократическом направлении возникают трудности, то значит, интересы татарского народа объективно должны быть направлены на преодоление этих трудностей. В XXI веке возможно успешное экономическое, культурное, цивилизационное развитие только по одному пути – европейскому. Япония, Китай, Индия, Малайзия, Турция и др. становятся успешными при применении западной модели развития. Диктатуры есть отрыжка позавчерашнего дня. Татарстан должен брать пример с Прибалтики.
      Шаймиев в свое время осторожно и мудро провозгласил далеко идущий лозунг – превращение Татарстана в регион европейского уровня развития, в том числе и в политическом плане. За образец можно взять Каталонию. Тем более что Каталония отчисляет в Мадрид также 16 млрд. долларов ежегодно, как и Татарстан. Европейский путь развития Татарстана – единственно возможный и объективный. Это путь решения сложного клубка проблем. Для меня совершенно не ясно, почему тот же ТОЦ не создает всероссийскую партию под лозунгом реального бюджетного федерализма.
      В качестве преемников Путина ныне называют Медведева, Шойгу, Рогозина, Прохорова. Но история с министром обороны привела к существенному ослаблению позиций премьера Медведева. Он слишком привязан к Путину, хотя Путин ему всецело доверяет. Летом 2013 года возможна отставка Медведева с поста премьера, и на его место премьером могут быть назначены либо Шойгу, либо Рогозин. Не случайно назначение Шойгу на пост министра обороны, включение его в правительство. Силовики и банкиры вполне могут сойтись на фигуре Шойгу, как наилучшего решения проблемы «преемника». Тогда в следующем Новом году может быть повторен проторенный кульбит Ельцина – Путин уходит в добровольную отставку, и премьер становится исполняющим обязанности президента России. Шойгу как представитель нетитульной национальности может рассчитывать на голоса в республиках, которые часто решают исход всероссийских президентских выборов, так как процесс выборов в республиках более управляем. Конечно, Шойгу принял православие, но там к нему относятся «с нами, но не наш». К тому же смена родной религии приводит к огромному внутреннему психологическому напряжению.
      У Рогозина есть шанс перехватить ситуацию – он представитель консервативной русской идеи, представляет интересы мягкого русского национализма. За ним поддержка РПЦ и национального капитала. Он хорошо относится к Татарстану, чувствует себя в большой политике, как рыба в воде. Возможно и появление нового тандема Шойгу - Рогозин, первый как президент, второй как сильный премьер, опирающийся на восстановленную партию «Родина». Выбор, конечно, за Путиным.
 

Рашит АХМЕТОВ

Газета “Звезда Поволжья” № 02,  17 января 2013 года, Казань
Другие материалы газеты на сайте http://www.zvezdapovolzhya.ru/

Комментарии:

ryta, 17.01.2013 в 16:17

Шаймиев в свое время осторожно и мудро провозгласил далеко идущий лозунг – превращение Татарстана в регион европейского уровня развития.
Только сам, как был, так и остался человеком с азиатским мышлением. Именно при нем было построена клановая, коррумпированная модель власти в республике.

Рафаэль, 17.01.2013 в 17:28

Стратегически избрание Рагозина и ему подобных ястребов выгодно для татар. После избрания он ликвидирует республику, вся собственнасть Татарстана будет перераспледена с пользу русских ,будут гонения на Ислам и националистов и независимые средства информации . Будут репрессии татарского населения Будут закрывать школы и гимназии на татарском языке ,постораются как говорится добить все татарское что как следствие вызовет озлобление татар к русским .Каким будет этот период сложно предугадать ,может 5 , 10 лет .Затем в любом случае следует распад России в результате экономического кризиса .Озлобленное татарское население начнет вымещать свою обиду на русских ,что вызовет массовый отток русского населения из республики . Избрание Шойгу (голубь )Республику не леквидируют страна медленно но верно будет вползать в кризис в последний момент перед распадом страны власть в свои руки возмут ястребы ,что впрочем не убережет страну от распада ,но осущесвится югославский сценарий .Войны всех против всех ,что приведет к полному разорению страны .Почему нет позитивного сценария ?все дело в населении тоскующего о твердой руке .