АНДРЕЙ СТАХАНОВ

 Алексей Григорьевич Стаханов

Дорогие гости, добро пожаловать до хаты! Моя она теперь. Предназначалась главному инженеру, а попала в руки забойщику Алешке Стаханову.

Стаханов Алексей Григорьевич

 

- У отца кулак был размером с голову ребенка. - Вспоминает дочь Стаханова от второй жены Виолетта Алексеевна, - Бывало, на спор, подлезал под лошадь и поднимал ее.  

   Пил он тогда ещё в меру, не так как иные  шахтёры, курил мало, за «бабами» не волочился. Отличался скромностью и был неразговорчив - в связи с особенностями характера и темперамента, а также с незавершенным образованием. Некогда  это был приятный и добрый детина - не то, что сейчас. Любил трудиться, нормы выполнял и перевыполнял, что отражено во всех характеристиках, а вскоре заставило обратить на него внимание партийных и советских органов. А поскольку Алексей Григорьевич понимал правильно и всецело был согласен с генеральной линией партии, то о лучшей кандидатуре для совершения не спонтанного трудового подвига не могло быть и речи.

   Поэтому неудивительно, что на рекорд выбрали именно его. Он был обречён на всесоюзное идолопоклонство, на создание из него кумира, мифа, легенды, образца для подражания и эталона для виртуального и нереального повторения и тиражирования клонов стахановцев.

   Иногда, по ночам, во время бессонницы, в сохранившихся от алкогольного пропитывания и склеротических изменений участках его больного мозга внезапно восстанавливались и воспроизводились, просматриваемые им как на мониторе, картины "déjà vue". Напоминавшие ему те, что произошли с ним много лет тому назад в ночь с 30 на 31 августа 1935, когда  за смену - 5 часов и 45 минут - он добыл 102 тонны угля при норме в 7, что в 14 с лишним раз больше.

(Андрей) - Алексей Стаханов  родился 21 декабря 1905 в деревне Луговая Орловской губернии. В 1927 приехал в Донбасс и начал работать на шахте «Центральная - Ирмино» в городе Кадиевке, осваивая постепенно навыки работы тормозным, коногоном, отбойщиком, а с 1933 стал работал забойщиком. По  решению Политбюро ЦК ВКП (б) принят в члены партии без кандидатского стажа. В 1936-1941 учился в Промакадемии в Москве, затем  он уже  начальник шахты в Караганде. После работал начальником сектора социалистического соревнования в Народном комиссариате угольной промышленности. В 1957 вернулся в Донецкую область, и до 1959 был заместителем управляющего трестом «Чистяковантрацит», а с 1959 помощник главного инженера шахтоуправления треста «Торезантрацит». С 1974 - на пенсии. После его смерти Кадиевка, где он начинал свою трудовую шахтёрскую биографию, был переименован в город Стаханов.

   В больном мозгу рекордсмена Алексея Стаханова, и при его псевдореминисценциях, не могли возникнуть подробности событий, предшествовавшие его подвигу, ибо они не укладываются  даже в сознании  и понятиях здравомыслящих людей.

   Как же свершилось это чудо? Да так, просто, или, как утверждают французы, - любой экспромт хорош, если он хорошо подготовлен. Всё было готово. Отбойные молотки проверены и смазаны, запасные - на месте. Все остальные забойщики, кроме основного, подождут, ибо сжатый воздух должен непрерывно поступать под достаточным давлением в отбойный молоток Стаханова и ни в коем случае оно не должно снизиться ни на йоту. Все подъездные пути для внутришахтного транспорта, как и на поверхности, очищены и освобождены. Весь порожняк сосредоточен на путях вывоза породы и угля. Им обеспечена «зелёная улица». Освещение забоя гарантировано, коногонки заряжены и перепроверены, стёкла их промыты, крепления на касках и на поясах роб надёжно подогнаны по размерам. Крепильщики подготовлены и распределены по лавам и штрекам.  Лесины, верхняк, стойки обеспечены. Фляги заполнены. Тормозки упакованы свежей и вкусной едой. Шрифтовые наборы в типографиях шахтной газеты, а также газет города, района и области скомпонованы, бумажная лента заправлена. Всё начальство и обслуживающий персонал на своих местах. Все в ожидании подготовленного всесоюзного подвига. И он состоялся, о чём было доложено в ЦК Партии и  Президиум Верховного Совета и лично товарищу Сталину. А затем и всей стране.

   Алексей Григорьевич СтахановПраздник прошёл и вызвал огромный энтузиазм всего народа. Утренние выпуски всех газет от шахтного листка до республиканских и союзных средств массовой информации сообщили народу радостную весть - рождение небывалого в истории и  в  шахтопроходке  подвига и имя его создателя, нового героя нашего времени - Алексея Стаханова. Ради того, чтобы не мешать трудовому порыву Стаханова, рабочий ритм шахты был полностью нарушен.

  «Были и другие фокусы» - пишет в своей книге «Тень победы» Виктор Суворов. - «Главный финт - статистический. Все зависит от методики подсчета. Забойщик работает не один. Вырубленный уголь надо отгребать, грузить в вагонетки, откатывать, таскать бревна и крепить забой.

Если вырубленный забойщиком уголь разделить на всех, кто ему помогает и обеспечивает его работу, то и получится семь тонн на брата. А на время рекордной смены Стаханова применили другую, более прогрессивную, методику расчета. Все, что он вырубил, ему и записали, посчитав все тонны его личной заслугой. А всех, кто отгребал, грузил и откатывал уголь, всех, кто крепил забой вслед за Стахановым, провели по другой графе. На всех помогающих и обеспечивающих добытые тонны не делили. Вот и получился всесоюзный рекорд. Трудовой подвиг Стаханова - обычная наша советская туфта. И сам Стаханов - герой в роскошной мантии из той же туфты».

Но, тем не менее, примеру его  стали следовать, но никогда не достигли, и на других шахтах Донбасса, затем в других областях производства. Появилось поощряемое коммунистической партией движение последователей героя  - стахановцев. С этого времени в историю вошли слова «стахановец», «стахановское движение», «работать по-стахановски».  

Стахановцев, как и последователей Максима Кривоноса, Прасковьи Ангелиной, Марии Демченко и даже девочки Мамлакат, стало много. Но где же взять столько денег, техники, условий, чтобы появились клоны? Да и зачем?! Маяки должны были быть раритетами одноразовыми, но светить, быть примером. Они были обречены для всех и всегда.

   Стахановское движение захлестнуло страну. Стахановцы были представлены  на всех съездах, митингах, парадах, банкетах и застольях любого масштаба и пошиба. Маяки превращались в знамёна и плакаты. О них писались книги, снимались фильмы, сочинялись поэмы и стихи. Они прошли огонь, воду, и медные трубы. Но последнее испытание привело к развитию, нередкого для тщеславных  и недалёких людей, тяжёлого и плохо поддающегося лечению, а порой и неизлечимого заболевания, именуемого звёздной болезнью, поражавшей и мужчин и, увы, женщин. Например, легендарных Прасковью Ангелину и Марию Демченко. Но с этой болезнью можно мириться, а некоторые неплохо жили долгие годы и даже занимали очень высокие посты. Более тяжким осложнением  явился алкоголизм в самой яркой и прогрессирующей форме, приведший нашу всенародную гордость в дурдом! Да и как можно было не пить, когда со всех сторон подносят и просят. И спрашивают: Ты меня уважаешь? А меня? И меня! Финалом любого торжества, а также любого совещания и  даже личной встречи была пьянка. Из-за увлечения спиртным его частенько называли Стакановым, а пьянки - стакановщиной.

Хронический алкоголик общесоюзного масштаба был пользован всеми современными средствами под наблюдением самых опытных и, разумеется, проверенных эскулапов. Он лежал в самых престижных клиниках Союза. Всегда находился в персональной палате, обслуживаемой индивидуальным постоянным медицинским персоналом. Обеспечивался соответствующим столом  и отдельным туалетом.

Личная жизнь отличалась несколько менее значительными достижениями. С цыганкой Евдокией он сошелся в 1929 году. Жили, не расписываясь. Евдокия родила ему детей Клавдию и Виктора, но неожиданно с цыганским табором сбежала, оставив их ему. Так, 14-летняя Галина - школьница, которую он заприметил при встрече в одной из школ и которой приписали два года для оформления брака, чему она соответствовала по своей внешности и этим понравилась Алексею, стала его второй женой и  сразу «матерью» двоих детей.

   В ноябре 1977, Алексей Григорьевич Стаханов  умер в отделении хронических алкоголиков от лёгочно-сердечной недостаточности, но не от нейрохирургической патологии.

Однако даже после смерти ложь продолжала следовать за ним. И о причинах кончины героя писали, что «он, лежа в «одиночке», тосковал по людям и постоянно заходил к мужикам в соседнюю палату. Врачи выделили ему там «именную» кровать, как когда-то места в клубе в Кадиевке. Она всегда была заправлена чистым бельём, свободна в ожидании очередного поступления её владельца. Но одно из таких посещений стало роковым: Стаханов, якобы, поскользнувшись в чайной луже, ударился головой о кровать. Для измученного организма этот удар оказался роковым».

   Но я-то хорошо знаю, от каких побоев мог умереть Стаханов. И умер он, конечно, не от них, а от невозможности его организма дальше жить. Его жизнь оказалась для него смертельной болезнью. А я просто оказался  участником «стахановской операции», во время которой мы и познакомились. Такова была моя встреча с легендой советской эпохи во времена её начинавшегося заката.

Журналист Ярослав Голованов в своих записных книжках, помеченных 1984 годом, писал, что его настоящее имя Андрей, но в «Правде» по неведомой причине крупно написали АЛЕКСЕЙ СТАХАНОВ. Когда об ошибке доложили Сталину, тот подумал и произнес - «Алексей... Красивое русское имя... Мне нравится». Стаханову сразу же поменяли паспорт, партбилет, и он на всю жизнь остался Алексеем.

   Судя по этим строкам, в качестве эпилога можно сказать, что с самого начала этого мифа - или легенды - в жизни её героя были неточности, ошибки и обман - нечто искусственное, придуманное, как и сама Советская эпоха...