Сон
Приватизация в России была проведена бесчестно : корсары вообще честностью не отличаются. Это было разграбление (иногда еще с элементами насилия, иногда с его угрозой, чаще просто с помощью взяток) ничьей – без кавычек – собственности.
Ничьей в том смысле что прежнего хозяина – «советского» государства с плановой экономикой и монополией госсобственности – уже не было, а нового – государства с рыночной экономикой еще не было. Вот корсары – самые активные граждане, опирающиеся на властный ресурс – и бросились растаскивать что плохо лежит. Назвали это тогда «прихватизация». Коряво, но довольно точно.
Собственно, такой характер приватизации и тогда особо не скрывался (да и как скроешь ?), а сейчас ее отцы – Чубайс и Ко – об этом говорят абсолютно открыто.
На этот счет в обществе полное согласие.
Как и на счет того, что не проведя приватизацию рыночную экономику создать в принципе невозможно. Разве что «бросив к черту Россию», со всеми ее предприятиями и начав «где-то» строить с нуля Новую Страну. Но таких планов никто не высказывал.
Спор о деталях.
Надо ли было приватизировать нефтяную промышленность ? Нужны ли были залоговые аукционы ? Надо ли было допускать иностранцев, которые бы денег заплатили больше, но зато и правила бизнеса при них были бы честнее, а значит – неудобнее «государству», т.е. банде «государственников» ?
Но все эти споры о прошедшем дне политического смысла не имеют – только исторический, культурный и т.д.
Во всяком случае, все российские предприниматели вышли из приватизации. Как и пасущие их чиновники.
А вот коррупция прекрасно обходится и без приватизации. Скажем, в Средней Азии приватизации основных предприятий (нефтяная отрасль) почти не было или она была куда меньшего масштаба, чем в России. А с коррупцией там все в порядке – ничуть не хуже чем у нас.
Можно ли и нужно ли что-то менять сегодня ?
Возможны три варианта.
Оставить все как есть.
Провести национализацию – хотя бы частичную.
Обложить дополнительным налогом.
Начну с последнего.
Определение этого налога – неподъемная задача. Как «справедливо» соотнести стоимость сегодняшнюю и 15 лет назад? Как учесть все затраты – денежные и неденежные – владельца? А главное, как быть с теми – их уже немало, с каждым годом все больше – предприятиями, которые перешли из рук в руки? Новый покупатель не обязан платить за грехи старого, а старый приватизатор вообще ни черта платить не будет, как его (часто и в России-то не живущего) заставишь? Если же обложить налогом только тех, кто имел глупость пока что не продать
приватизированное, то это уж очевидный беспредел, полная несправедливость.
Частичная национализация?
Но реквизиция означает крах всей российский экономики. А на тотальный рыночный «выкуп экономики» у государства денег нет и не будет. Кроме того, этот выкуп растянется на поколения. А точечный выкуп и так идет (Сибнефть, ТНК-ВР) и никак не говорит о «социальной справедливости».
Не давать субсидий неэффективным предприятиям, как советует г-н Пастухов? Это в каждом отдельном случае – отдельный вопрос. Под общую гребенку стричь нельзя. Практика поддержки предприятий попавших в тяжелое положение абсолютно неизбежна (хотя бы ради их работников), она была и будет всегда, она существует во всем мире. У нас эта поддержка, естественно, пропускается через фильтр откатов.
Во всяком случае, помогать отдельным фирмам или банкротить их и получать в госсобственность, т.е. опять же поддерживать на плаву за счет государства – вопрос никак не связанный с общей «деприватизацией».
Остается один «выход» - ничего не менять.
Что и будет, вне всякого сомнения, сделано.
Преимущества такого «решения» следующие.
Не стоит баламутить российскую экономику – и так ее положение шаткое.
Не стоит добивать иностранные инвестиции – их и так мало. Ясно, что если пойдет речь (даже речь !) о деприватизации из России все сбегут.
Не стоит возбуждать бессмысленные мечтания у бедняков. Деприватизация ничего, кроме нового разочарования им не даст.
Передел собственности без крайней необходимости – то же самое, что тяжелая полостная операция из желания «что-то улучшить в организме» или вообще «чем-то заняться». Или без крайней необходимости передел границ государств (или даже областей – Осетия-Ингушетия, Ингушетия-Чечня и т.д.), которые, как считают обе стороны, совершенно несправедливы.
Можно и дальше говорить – совершенно честно – о несправедливости приватизации. Но эта несправедливость из разряда тех, которые может сгладить только время и дальнейшее перемешивание собственности.
Так что пусть деприватизация останется сном. Чудным сном.
А в холодной реальности плохо, со скрежетом, жестко и несправедливо скрипит машина нескладной, коррумпированной и приватизированной экономики России.
Экономические и социальные затраты на «исправление ситуации» многократно дороже, чем убытки – экономические и социальные – от сохранения ситуации.
Тем более, что и массового запроса на деприватизацию давно уже нет – при полном и всеобщем понимании ее несправедливостей и уродств.
Сегодня это – лжепроблема. Время ушло.
Леонид Радзиховский.
Комментарии
Леонид Радзиховский - раньше стоял и теперь стою на страже интересов нуворишей !! Только зарплату платите мне..... кушать хочется....