Ботинки



«Мы не свободны от рождения и до самой своей смерти. Мы не хозяева своих жизней. От рождения и до самой смерти  - мы связаны с другими, прошлым и настоящим. И каждый наш проступок, как и каждое доброе дело – рождает наше будущее».

Дэвид Митчелл «Облачный атлас».

 

Вспомнилась одна история. Во времена своих, особо бурных духовных исканий -  довелось мне как –то побывать в Почаевском монастыре.  Возле входа, как и везде – чреда нищих и убогих. Мое внимание привлек мальчик,  лет двенадцати,  в совершенно рваном ботинке … на улице зима, мороз, снег. Носок  ботинка  плотоядно раскрыл свою пасть, ощерился, словно желая проглотить комочки снега, налипшие на вывалившийся наружу шерстяной носок.  Меня  самого постоянно бросает в дрожь,  непонятно от чего больше, не то от добровольного трехдневного отказа от пищи, не то от холода, не  то  от чрезмерного внутреннего нервного перевозбуждения и напряжения. Вероятно, поэтому и  замечаю именно его трясущуюся, протянутую ко мне руку.

Отвожу его в сторону, долго разговариваем, весь разговор вокруг моих вопросов «Почему?» и «Неужели нет другого выхода?», он весьма откровенен со мной.  Холод  - общий враг, мы быстро находим общий язык и даже дрожим одинаково.

 «Я дам тебе денег на ботинки, … на хорошие ботинки. Ты только обязательно купи…» - говорю ему  и пристально смотрю в его глаза: «Что ответит? Соврет или нет?».  «Куплю, спасибо.  Обязательно куплю…»,  - глаза искренние, он не врет,  и я  ему почему-то верю…

На следующее утро я очень рано вхожу в монастырь, еще ночь, темно, только – только открыли ворота, монастырь  размеренно просыпается...  Назад  ухожу вечером – просящих милостыню уже нет, они приходят на пиковые дневные часы, время основного паломничества туристов…  Но он стоит…  ждет… Смотрю на обувь… те же рванные ботинки! Ловлю  его лицо, глаза.  «Я купил, ей-богу купил, - крестится  он на купола, глядит, чуть ли не со слезами мне в глаза, - вы поймите, … не заработаю я ничего в новых ботинках, ... не подадут…»  Дома  его ждут отец и мать  - алкаши и две младших сестренки…


Спасибо Татьяне Хомутовой   За сутки до Рождества Христова.