Беларусь и российская нефть
К сожалению, официальная статистика не дает возможности увидеть реальный расклад по нефтепереработке в Беларуси. И если данные по условиям переработки в текущем году действительно являются коммерческой тайной, то события 2010-2011 года вполне можно было бы и озвучить. Но этого не происходит, поэтому для оценки ситуации в нефтепереработке приходится пользоваться «урывками» из официальных сообщений.
В оценках конфликта начала 2011 года указывалось, что введение премии в размере 45 долларов США за тонну нефти потребовалось, чтобы российские участники могли получить свою половину от заработка на переработке нефти белорусскими НПЗ. Таким образом, заработок на тот момент составлял около 90 долларов США с тонны.
Средняя цена на нефть марки Urals в январе 2011 года составила 93,83 доллара США за баррель, а в январе 2012 года - 109,8 доллара США за баррель, в сентябре 2012 года - 111,56 доллара США за баррель, в 1 тонне нефти марки Urals примерно 7,3 барреля нефти.
С 1 октября 2011 года Россия, а затем и Беларусь ввели новый режим налогообложения, который снизил экспортную пошлину на нефть примерно на 7% и увеличил пошлину на нефтепродукты до 66% от нефтяной. В 2012 году премия была отменена, но взамен изменились и условия по цене, которые увеличились на 15 долларов США за тонну нефти. То есть к 50-55 долларам США (пропорциональный рост доходов от нефтепереработки росту цены на нефть), которые белорусская сторона получала с 2011 года, добавилось еще 40-45 долларов США. Итого – около 90-100 долларов США составил местный заработок с тонны нефти.
Можно попробовать оценить возможный заработок Беларуси и другим методом.
В качестве «среза» для оценки условий нефтепереработки в Беларуси можно использовать сентябрь 2012 года, так как в этом месяце факторов, «смазывающих» общую картину, почти не осталось.
Учитывая, что на внутреннее потребление Беларусь получает 6,3 млн. т нефти (в месяц около 0,53 млн. т), становится очевидно, что в сентябре на переработку для дальнейшего экспорта было направлено 1,21 млн. т (из 1,74 млн. т российской нефти в сентябре). Сумма экспортных пошлин, перечисленных России в сентябре составила 267 млн. долларов США, то есть к стоимости тонны российской нефти для Беларуси помимо ее цены в сентябре в 411 долларов США необходимо еще добавить 221 доллар США экспортной пошлины. Также нужно приплюсовать стоимость доставки (расстояние до Поволжья составляет около 2 тыс. км, а до западной Сибири еще на 1-1,5 тыс. км больше. Стоимость транспортировки составляет около 11 долларов США на 1 тыс. км, то еще 25-35 долларов США). Таким образом, реальная стоимость российской нефти составляет 660-665 долларов США за тонну. Для сравнения Беларусь продавала свою нефть в сентябре по цене 791 долларов США за тонну, когда российская стоила 816 долларов США соответственно. А в 2012 году стоимость процессинга для российской стороны была увеличена с 35 до 41 доллара США.
Итого в сентябре 2012 года возможный заработок Беларуси (не белорусских НПЗ, а именно Беларуси) составил: 791 (стоимость белорусской нефти) – 411 (цена российской нефти для Беларуси) – 221 (экспортная пошлина) – 25-35 (стоимость транспортировки по трубе) – 41 (стоимость процессинга) = 90 долларов США. Если брать в расчет стоимость российской нефти (816 долларов США за т), то возможный заработок увеличится до 115 долларов США. То есть оценка заработка Беларуси в 90-100 долларов США более-менее правдоподобна.
Официальные же заявления, что «заработок» белорусской стороны составляет 20-25 долларов США с тонны нефти, выглядят не очень достоверными даже с учетом того, что глубина переработки нефти в Беларуси составляет 70-75%, а не 90-95% как требуется в современном мире.
К тому же нигде не указывается, сколько белорусские НПЗ «передают» в экономику Беларуси через перекрестное субсидирование, дотирование низких внутренних цен на автомобильное топливо, «помощь» включенных в их состав (технологические цепочки) других предприятий, взносы в различные госфонды и др.
В случае транспортировки нефти по железной дороге (по оценкам Транснефти) стоимость доставки вырастает в 3 раза, то есть расходы на транспортировку нефти из России в Беларусь вырастут до 75-100 долларов США. Даже если предположить, что Транснефть несколько завысила оценку (реальная все равно составляет не меньше 2,5 раз), транспортные расходы составят 60-80 долларов США. Поэтому переход на железнодорожные поставки серьезно ударит по доходу с нефтепереработки (увеличит расходы на 35-45 долларов США), так как экспортную пошлину с этой нефти также необходимо возвращать в Россию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Беларусь столь отчаянно пытается обеспечить доставку нефти именно по трубопроводам.
2013 год: Россия – Беларусь – нефть
Российские условия по поставке нефти в Беларусь на 2013 год выглядят так: 18,5 млн. тонн при условии поставки на российский рынок 2,1 млн. тонн высокооктанового бензина, 1 млн. тонн дизтоплива и 0,2 млн. тонн реактивного топлива.
Для оценки этих условий достаточно посмотреть на экспорт нефтепродуктов из Беларуси в 2012 году: за 10 месяцев экспорт легких дистиллятов (то есть бензина) составил 2,55 млн. тонн. А чтобы понять, как будет формироваться цена на нефтепродукты на российском рынке (то есть возможный доход от экспорта нефтепродуктов), можно оценить условия, на которых Россия согласилась увеличить объем поставки нефти в Беларусь в четвертом квартале 2012 года. В соответствии с которыми белорусская сторона должна ежедневно выставлять на продажу на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже не менее 5 тысяч тонн бензина Аи-92 по цене не выше закрытия предыдущих торгов или же по прямым договорам.
Уже сейчас можно приблизительно подсчитать недополученную выгоду для Беларуси в 2013 году из-за новых условий поставки нефти, которые составят до 0,5 млрд долларов США: 400-450 млн. долларов США (недополучение 4-4,5 млн. т нефти (запросили 23 млн. т, а планируется 18,5 млн. т) при заработке около 100 долларов США на тонне) и 50 млн. долларов США (поставка 3,3 млн. т нефтепродуктов на российский рынок с потерей не менее 10-15 долларов США на тонне нефтепродуктов). Это и есть плата за «красивую» схему с «растворителями-разбавителями», которой так «гордится» Беларусь.
Хуже всего то, что эти 0,5 млрд долларов США были бы очень кстати для Беларуси в 2013 году, так как на этот год приходится пик выплат по внешнему госдолгу. Все это лишний раз подтверждает, что принцип: главное – решить сегодняшнюю проблему, а завтра будет завтра – для развития экономики государства не подходит.
Естественным результатом новых условий поставки нефти станет и рост цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке. Причем не только из-за роста акцизов с 2013 года, но и из-за сокращения возможностей дотирования внутреннего рынка. Также придется пересматривать планы по формированию бюджета и росту ВВП, так как они верстались из расчета поставки 23 млн. т нефти по «трубе».
Владимир Артюгин
Комментарии
Комментарий удален модератором
Россия ничего не выиграла, только стратегический интерес, что бы у нерадивого соседа корова не сдохла. А то он её душит-душит, душит-душит.
Вы какую Беларусь видите? Чистую и работящую, или воровку жуликоватую. С чем хотите ассоциироваться. Ведь о людях судят и по стране, где они живут.
Гражданское общество - это всё население Республики Беларусь. У каждого участника, всё свое - мнение, опыт жизни, уровень знаний, направление мышления. Не мешайте в кучу коней и людей, отделить мух от котлет.
Теперь о мошенниках-вертикальщиках. Если они ничего не нарушали, тогда почему прекратили этот экспорт? Если всё легально и прибыльно, дело не закрывают. Не откупаются поставками нефтепродуктов в РФ. Или всё-таки это чиновничья контрабанда и за неё пришлось заплатить?
Да спецкурс у меня был хороший, учителя то какие - Водярщик эсесовец, Цветоцарь, Спиридонов, Арефьев, Борисов и им подобные.
аннулировано)