Susie Q - незабвенные Криденсы

На модерации Отложенный

Susie Q. - "Сюзи Кью" — американский хит (№27) 1957 года в исполнении её автора из Луизианы Дэйла Хоукинса. У песни простейшая мелодия и простейший текст, но она реально завораживает.

Кавер-версии делали многие исполнители, в том числе The Rolling Stones записали очень быструю и короткую (1:49) версию "Susie Q.", которая вышла в их американском альбоме 12 X 5 (1964) и английском The Rolling Stones No. 2 (1965). Но самой известной и популярной стала версия "Susie Q." в исполнении группы Creedence Clearwater Revival, записавшей песню в своём дебютном альбоме Creedence Clearwater Revival (1968).

"Susie Q." была любимым концертным номером группы с момента её зарождения. "Susie Q вышла лет за десять до того, как мы её записали," — говорит басист Криденс Стю Кук — "Это классический гитарный рок-н-ролл, а мы были гитарной рок-н-ролл бандой".
Лидер группы Джон Фогерти выбрал этот любимый, давно обкатанный номер специально, чтобы настроить на нём собственное звучание команды. "Мне нужно было, чтобы группа звучала как Creedence Clearwater Revival и никто иной, чтоб звук был профессиональный, загадочный и имел свои особенности. Я не стал писать для этого собственную песню, а выбрал "Susie Q.", которая представляла для нас как бы комбинацию всего, что мы умели тогда."

Таким образом зародилось фирменное звучание Криденс. Но в "Susie Q." к нему добавили немного привкуса психоделии — дань тогдашней моде. Вообще-то, Криденс, живя в заливе Сан-Франциско, по духу и стилю не имели ничего общего со знаменитой психоделической сценой, процветавшей в сан-францисском районе Хейт-Эшбери. Стиль Криденс, от названия и до звучания, последовательно отличался стремлением к чистым корням. Стю Кук, который был единственным любителем психоделии в группе, признался позже: "Это была моя идея записать "Susie Q." как психоделический джем. Я даже предложил эту аранжировку." В выборе "Susie Q." Джон придерживался корней, но в аранжировке он признал необходимость соответствовать сан-францисскому саунду.

В качестве технической психоделии на вокал Фогерти в середине песни был наложен спецэффект "телефонной будки". "Это был хай-тек для того времени," — вспоминал ударник Дуг Клиффорд. — "Звукоинженеры предложили: у нас есть такая хиповая штучка, с помощью которой звучишь как Руди Валли. Мы говорим: Хрен с ней, давайте попробуем. И Джон спел с ней. По тем временам это было круто." Кроме того, на заднем фоне Криденс добавили едва слышные подпевки, которые лучше всего различать в наушниках. Они толпой напели там всякие клише, типа "moon - june" и т.п.

Большую помощь в первоначальной раскрутке "Susie Q." и вообще обновлённой группы Криденс оказала их дружба с местными радиодиджеями. Самой популярной молодёжной FM-станцией в заливе Сан-Франциско была KMPX, её диджеи вели передачи в довольно свободной форме и ставили в эфир всё, что им нравилось. Когда руководство радиостанции попыталось прижать эту свободу, диджеи объявили забастовку. На фоне этого Creedence Clearwater Revival дали концерт, все средства с которого пошли на материальную поддержку бастующих. Когда забастовка закончилась, большинство диджеев предприимчиво сманила к себе другая станция — KSAN. Когда Криденс завершили работу над дебютным альбомом, они принесли друзьям-диджеям сырую копию его на плёнке. Таким образом, музыка альбома зазвучала в эфире ещё до его выпуска. Как только Криденс зазвучали на радио, их стали приглашать на концерты в модные залы, например в знаменитый "Филмор".

Прорыв произошёл, когда "Susie Q." полюбилась Биллу Дрейку — одному из влиятельнейших людей на рок-радио того времени. Он поставил её сначала на одной радиостанции в Чикаго, потом на другой, заявив во всеуслышание, что это его любимая песня и порекомендовал её всем радиостанциям, с которыми сотрудничал. Популярность вещи стала такой, что второй альбом CCR вышел с красным ярлыком на конверте - "Включая Suzy Q."

https://www.youtube.com/watch?v=aNNlMIoolOA