Родина забыла героя: жилищная трагедия ветерана войны из Челябинска
На модерации
Отложенный
Ираида Саввина прошла всю Великую Отечественную. Была связисткой, дошла до Берлина. Потом всю жизнь проработала на заводе. Сейчас ветерану 92-й год. Она живёт в прогнившем, разваливающемся от времени и сырости доме и не может получить от государства положенную ей по закону жилплощадь.
«Родина ждёт, когда я умру»
Автор фото: Надежда Уварова
Ираида Максимовна в советское время была очень уважаема в Челябинске. С удовольствием ходила на встречи ветеранов родного кузнечно-прессового завода, по школам – рассказывала ученикам о войне. Мужа давно схоронила, дочь создала свою семью, переехала, и Ираида Максимовна жила одна в своём большом старом доме на окраине Ленинского района Челябинска, доставшемся ей ещё от родителей.
Когда бабушке перевалило за 80, а дому за сто, они оба стали сдавать. От круглогодичной сырости у бабы Иды развился бронхит, на ногах появились трофические язвы. Из прогнивших труб текла вода, грунт просел, по потолку и стенам пошли трещины толщиной с руку. Как могла, Ираида Саввина латала эти дыры, затыкала щели старой одеждой, обматывала трубы одеялами, стирала в ледяной воде. Свет старалась включать как можно реже: если с потолка текло, это грозило коротким замыканием. Спала в пальто и валенках – круглый год. В доме сохранялись промозглый холод и сырость даже тогда, когда за окном было +30.
Когда одной справляться с рушащимся домом и огромным огородом стало невмоготу, ветерану было около девяноста. Тут и президент выступил: приказал всем ветеранам войны обеспечить нормальные условия проживания. Ираида Саввина впервые обратилась за помощью к властям. И получила отказ.
Автор фото: Надежда Уварова
Её внучка Мария Зайцева забрала бабушку жить к себе, на съёмную квартиру. Личная жизнь молодой женщины не сложилась, и она осталась одна с двумя маленькими дочками на руках. Однако любимая бабушка для Маши не обуза: медсестра по образованию, она и массаж ей сделает, и таблетки нужные вовремя подаст, и давление померит. Тогда и решила Мария взять на себя заботы о бабушкином квартирном вопросе. 90-летнему ветерану стыдно и унизительно было бороться с Родиной, которую она 70 лет назад защищала от врага: а Родина решила, что у ветерана есть большой дом, и потому никакая квартира ей не положена. Мария собрала справки о ветхости и старости дома, о бабушкиных наградах и военных почестях и пошла в суд. Но чиновники от администрации оказались более знающими в юридических вопросах. И девушка проиграла дело о признании бабушки нуждающейся в улучшении жилищных условий.
«Родина ждёт, когда я умру, а я всё живу и живу, – плакала Ираида Максимовна. – Зачем мне тогда нужны эти ордена и медали, если Родине нужны только молодые, а мы, старики, нет». Ираида Саввина сложила свои военные награды в конверт и отправила Машу на почту – отправить медали президенту в знак протеста против несправедливого, по её мнению, решения властей.
Незадолго до этого другой ветеран войны из Воронежской области также отправил военные награды президенту, в Кремль. Дом старика рушился, и починить его он не мог уже ни физически, ни материально. Ираида Саввина услышала об этом в новостях и ждала, когда её квартирный вопрос также решится, ведь тому ветерану дом починили. Не стала Мария расстраивать бабушку: ветерану из Воронежа помогло не государство. О нём узнали местные предприниматели и своими силами восстановили деду дом. А на долю Ираиды Максимовны меценатов не нашлось.
Ветеранский протест
В конверт с медалями Ираида Максимовна вложила и приглашение президента на свой 91-й день рождения.
Ждала, говорит, прилетит ко мне Медведев, посмотрит, как я живу, сразу своё обещание выполнит. Но президент не прилетел. А медали вернулись в местную администрацию с приказом разобраться в ситуации.
Автор фото: Надежда Уварова
– Я никогда ничего не просила от властей, – плача, рассказывает ветеран. – Не давали мне ни квартир, ни машин. С Днём Победы – да, поздравляют. То цветы подарят, то денег к празднику. Но в этот дом надо столько денег вложить, что дешевле его не ремонтировать. Он же строился более века назад, ещё родителями моими, так всё неправильно спроектировано изначально.
Автор фото: Надежда Уварова
И бабушка снова пошла в суд. На этот раз Марии вместе с прокуратурой, выступившей в интересах ветерана, удалось добиться решения в свою пользу. Фемида постановила: если дом будет признан ветхо-аварийным, ветерану положена квартира от государства. Однако всё опять оказалось не слава Богу.
Как комментирует заместитель начальника управления ЖКХ администрации г. Челябинска Александр Кочерещенко, была создана комиссия по признанию дома ветерана войны Ираиды Саввиной пригодным или непригодным для проживания. На эту комиссию заявители предоставили не полный пакет документов: не оказалось нотариально заверенных правоустанавливающих на дом бумаг, и не был приложен акт специализированной организации о техническом состоянии конструкций дома по Прессовщиков, 22.
Когда заявители предоставят полный пакет документов, будет собрана повторная комиссия, которая и вынесет окончательное решение. Вообще же, администрация предложила Ираиде Саввиной решить жилищный вопрос, переехав в социальный дом для ветеранов, где для неё созданы хорошие условия, да и ведётся круглосуточный уход. Мария Зайцева говорит, чтоб организация выдала такой акт, она оценит свою работу в 30, а то и сорок тысяч рублей. Медсестре в декрете сложно найти такие деньги. Но придётся ужаться и изыскать. А про дом ветеранов Ираида Максимовна и слышать не хочет, говорит, давно б, наверно, померла, если б не правнучки. Откроет утром глаза, всё болит, ломит спину, ноги почти не идут, а подбегут малышки, по голове погладят, чайку принесут, и вроде нужна ещё кому-то на свете. Ради них и живёт.
Китайский плед для ветерана
Кое-кто в городе, как дело приняло громкий оборот, зашептал: ушлая внучка хочет получить квартиру за заслуги бабушки. У ветеранов войны пенсия о-го-го какая, не всё так плохо у Ираиды Саввиной. Ветерана стараются оградить от таких унизительных фраз, но если Ираида Максимовна их слышит, сразу плачет: «Я от государства на праздник вот китайский плед получила, а теперь должна оправдываться за свою пенсию. Я эти деньги, до копейки, заработала и завоевала. Никто ведь не посчитал, сколько я в аптеку из своих тысяч уношу».
Автор фото: Надежда Уварова
И в праздники, и в будни на ноги Ираида Максимовна надевает тёплые тапочки и вязаные носки. Нет, это не военная привычка держать ноги в тепле. За восемьдесят лет жизни в промозглом помещении ветеран научилась греть их на всякий случай. Вдруг опять трубы лопнут, и отопления не будет. И хотя сейчас она живёт в благоустроенной квартире, Ираида Саввина мечтает умереть в своих, родных стенах.
Комментарии
Одно радует. Дело осталось за актом. Может получше разузнать, вдруг есть льготы какие для ветеранов? И вообще, это же Суд затребовал, значит исследования материалов для суда должно государство оплачивать. Как-то так вроде...
Нет человека-нет проблемы!
Ей бы нанять независмую экспертизу, да в суд подать не в родную администрацию, а повыше!
И шумиху в газетах поднять погромче!!!