Итоги 2012: хорошее

Хорошее

Хотелось бы, прежде всего, отметить все то, что можно причислить к хорошему. Его было немного, но оно было.

22 июля 2012 года в космосе оказался первый белорусский спутник. Правда, белорусского в этом спутнике, относящемуся к линейке российских спутников-шпионов «Канопус» почти ничего нет, но сам факт запуска позволил официальному Минску причислить себя к космической державе. Естественно, столь высокий космический статус Беларуси никто в мире не признал, так как более пятидесяти стран мира имеют свои спутники, но только девять стран имеют возможность выводить спутники на околоземную орбиту. Вот эта «космическая девятка» и считается «космическими державами». Естественно, Минск, как всегда, несколько поторопился…

С 1 января 2012 года Беларусь вместе с Россией и Казахстаном оказалась уже на третьем этапе экономической интеграции - Едином экономическом пространстве, что, однако, не заставило белорусские власти отказаться от программы импортозамещения или открыть свой рынок. Белорусские власти пока видят ЕЭП в качестве склада ресурсов и открытого сейфа, и заняты торопливым освоением полученных возможностей.

В немалой степени благодаря ТС-ЕЭП, республика вышла из экономического кризиса 2011 года и, несмотря на объективные негативные процессы на валютном рынке, унаследованные с прошлого года, властям удалось удержать белорусский рубль от очередной девальвации.

Весь год медленно росла средняя зарплата, хотя все-таки сомнительно, что она повсеместно достигла вожделенных 500 долларов США, т.е. суммы, которой едва хватит на два дня отдыха семейной пары на относительно приличном морском курорте (5 звезд).

В декабре страна получила очередной транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭс, демонстративно уклонившись от выполнения обязательств по приватизации, являющихся составной и неотъемлемой частью условий по получению данного кредита. Отказавшись от условий, Минск, естественно, не отказался от денег, руководствуясь принципом «Деньги Ваши станут наши».

Кроме того, Беларуси обещает кредиты Китай. Во всяком случае, А. Лукашенко пытается успокоить страну в преддверии «кредитного» 2013 года, уверяя, что с внешними кредитами проблемы не будет, хотя стоило бы помнить, что фактически речь идет о перекредитовании. Поразительно, но полученные кредиты или обещания их предоставить подаются населению в качестве несомненного успеха, словно отдавать кредиты вообще не придется…

Как-то все свыклись, что страна не может существовать без кредитов и внешнеэкономической поддержки и это не вызывает недоумения или, тем более, негодования общественности. А между тем, современный формат экономического выживания республики «жизнь в долг» является закономерным итогом многолетней экономической политики А. Лукашенко.

К успехам первой половины 2012 года можно отнести и выход на положительное сальдо внешней торговли, но, справедливости ради, это событие относится только к первой половине уходящего года. Экспорт республики резко упал после того, как под давлением России Беларуси пришлось снизить объем контрабандного вывоза российского бензина под видом беспошлинного белорусского растворителя.

23 сентября в республике были проведены парламентские выборы, которые, несмотря на мобилизацию силовиков, армии, студентов, пенсионеров, ветеранов и реформистского крыла оппозиции прошли при пустых избирательных участках. Безусловно, стихийный бойкот выборов электоратом (29% в Минске и 45 - 49% в сельской местности) обеспокоил власти, но не помешал объявить выборы «состоявшимися». Успех властей в том, что население, проигнорировав выборы, проигнорировало и их результат, т.е. не вышло с протестами, что его обманули. Это всех устроило.

Сейчас власти, в данном случае парламент, могут изображать из себя легитимную власть и что-то там обсуждать и принимать, а население может изображать из себя верноподданную массу, внешне послушную избранной власти. На самом деле, ни тем, ни другим друг до друга нет никакого дела и всем друг на друга наплевать. Псевдовласть, всевдоэлекторат, псевдооппозиция и, в итоге - псевдогосударство?

К успехам завершающегося в ближайшие часы 2012 года, по идее, можно отнести начало строительства Островецкой АЭС (странное название для станции). Так как второй АЭС в республике нет, и её строительство не предвидится, то было бы логичным Островецкую АЭС назвать Белорусской. Конечно, не стоит умалчивать и о том, что вопрос экономической целесообразности появления в Беларуси АЭС остается все-таки дискуссионным, но нет сомнений в политическом значении проекта.

С одной стороны, многолетняя, масштабная и очень дорогостоящая стройка, почти полностью финансируемая из средств российского кредита, по идее должна прямо и косвенно содействовать политическому долголетию первого белорусского президента. Стройка будет идти минимум пятый президентский срок А. Лукашенко, а затем начнется наращивание мощности АЭС и строительство новых энергоблоков, что предоставит работу А. Лукашенко уже в шестом и седьмом президентстве, если к тому времени президентские выборы в Беларуси совсем не отменят за ненадобностью.

С другой стороны, белорусские власти явно прельщает ядерно-маргинальный статус Северной Кореи, с которым вынуждены считаться даже великие державы. То, что рано или поздно А. Лукашенко будет хвататься за станцию, как за спасательный круг, особых сомнений нет. В этом плане остается открытым вопрос о российском контроле над АЭС. Стоит напомнить, что Белорусская АЭС строится за российские деньги.

Не стоит забывать и традиции белорусского копирайта. Строительные технологии, применяемые на стройке, активно копируются и со временем будут предложены на внешнем рынке строительных услуг, естественно, в качестве белорусских разработок.

В 2012 году сбылась заветная мечта А. Лукашенко – на борисовском заводе «Автогидроусилитель» начался монтаж линии по сборке китайских легковых автомобилей. Стоит напомнить, что это не первая попытка белорусских властей заполучить в свои руки технологии легкового автомобилестроения. Понятно, что проект рассчитан только на российский рынок, так как белорусский рынок мал и беден, но для А. Лукашенко политически важно, чтобы россияне ездили в легковушках белорусского производства.

Продолжение следует...