Цели Израиля в Сирии: Сомализация

На модерации Отложенный

Израиль контролирует мятежников в Сирии, и не боится наступающего там хаоса. Вопреки мнению, что израильтяне предпочитают прочный и консервативный режим Асада, на самом деле они стремятся к сомализации Сирии, ее распаду на враждующие округа по иракскому рецепту.

 

К этому выводу нас склоняет ходящая в Израиле, в кругах, близких к министру иностранных дел Либерману, запись беседы Авигдора Либермана и премьер-министра Биньямина Нетаньяху с президентом Путиным во время его недавнего визита в Израиль (об этом визите – см. ниже). Нам удалось ознакомиться с этим (написанным на иврите) документом. Он позволяет прийти к выводам, что хочет Израиль, и что хочет Россия в обострившемся сирийском конфликте.

 

Вот основные сенсационные тезисы:

 

-          Нетаньяху предложил Путину помочь Башару Асаду уйти. «Вы можете сами назначить его преемника, и мы его поддержим», сказал израильский премьер русскому президенту. «Но одно условие – избранный вами преемник должен порвать с Ираном».

-          В ответ Владимир Путин сказал, что у него нет кандидатуры преемника Башару. А есть ли у вас кандидатура, спросил он.

-          Нет, ответил Нетаньяху, но мы подумаем и сообщим.

 

 

Если принять слова Нетаньягу за чистую монету, прокомментировал эти слова высокопоставленный российский дипломат в отставке, то получается, что Израиль не против, чтобы Сирия оставалась в российской орбите, лишь бы порвала с Ираном. Другой, более мрачный вывод, что Израиль обладает рычагами контроля над повстанцами в Сирии, и способен заставить их принять ту кандидатуру, которая его устраивает. Это заставляет по-новому взглянуть на те закулисные силы, которые стоят за повстанцами – и за их видимыми покровителями в Катаре, Саудовской Аравии и НАТО.

Навряд ли такое предложение могло быть сделано без одобрения Вашингтона, сказал дипломат.

Но возможно, это был лишь пробный шар, проверка Путина – согласится ли он сдать Асада; и способ выяснить, кого он считает своим человеком в Дамаске. Видимо, так воспринял это предложение российский президент.

 

-          Мы не держимся за Асада, - сказал Путин. – До начала восстания он чаще ездил в Париж, чем в Москву. У нас нет тайных планов относительно будущего Сирии. Я спросил президента Обаму, каковы цели США в Сирии. Чем их не устраивает Асад. То, что он враждует с Израилем? Дружит с Ираном? Поддерживает Хезболлу? Но серьезного ответа я не получил. Нас возмущает уровень насилия по отношению к мирному населению, сказал мне Обама. Я ему ответил, что уровень насилия напрямую зависит от действий Саудовской Аравии и Катара.

-          Цель Израиля – сомализация Сирии, вслед за сомализацией Ирака, сказал Путин, и Нетаньягу не оспорил этого вывода.

 

Российский дипломат так прокомментировал эти слова Путина: Путин озвучил известную позицию России, по которой Россия не стоит стеной за Башара Асада, но считает, что народ Сирии должен сам решать свою судьбу. Определение цели Израиля как «сомализации Сирии» - это жесткие слова, которые отвечают и на вопрос, заданный Обаме, чего добиваются американцы в Сирии. Интересно, что Нетаньяху не оспорил этой оценки – видимо, она соответствует его видению. Об этом говорят и стратегические документы израильских аналитиков и американских неоконов Clean Break и др.

 

Президент Путин сделал два подарка Израилю в ходе визита.

 

-          Премьер Нетаньяху выразил недовольство тем, что Россия поставляет современное ПВО Сирии, потому что российские зенитные комплексы в Сирии могут превратить весь Израиль к северу от Тель-Авива в нелетную зону.

-          В ответ президент Путин пообещал не поставлять ЗРК С-300 в Сирию. Если сирийские деньги уже пришли, они будут возвращены, а контракт разорван.

-          Нетаньяху также заметил, что информация о ракетных комплексах поступает из Сирии к Хезбалле.

-          Путин обещал разобраться и прекратить утечку.

«Мы предупредим сирийцев, что, если они не прекратят, мы моментально отреагируем, в том числе и по линии ООН».

 

Российский дипломат сказал, что это – серьезные уступки Израилю, которые произвели большое впечатление на израильского лидера. Возможно, за этими уступками стоят опасения российского руководства, как бы поставленные ЗРК С-300 не оказались в руках НАТОвских мятежников.

 

-          Министр иностранных дел Израиля Либерман использовал встречу для жалобы на РТ. Он сказал: «Из израильского корпункта РТ льется антиизраильская пропаганда. Они устраивают передачи с [лидером Хезбаллы шейхом Саедом] Насраллой. Мы пытались побеседовать в частном порядке с корреспондентами РТ, но они ссылаются на инструкции из Москвы. Мы просим вас, Владимир Владимирович, повлиять на редакционную политику РТ, сделав ее объективной по отношению к Израилю».

 

Эта жалоба с ее совковым духом вписывается в общую израильскую политику давления на международную прессу. Несколько недель назад израильский посол в США попытался вмешаться в работу телекомпании CBS и сорвать специальный репортаж Боба Саймона о палестинских христианах, что вызвало бурю негодования в США. К сожалению, израильтяне так и не привыкли к тому, что даже относительно свободная пресса не обязательно поет им хвалу.

 

Главный вывод из записи секретных переговоров – израильское руководство сохранило свой авантюризм и готовность к рискам. В то время, как Россия ведет традиционную политику, направленную на поддержание стабильности в мире, израильтяне считают: кто не рискует – тот не пьет шампанское. Они готовы рискнуть на короткое время, сместить Асада, развязав гражданскую войну в Сирии, для того, чтобы потом иметь вместо мощного северного соседа – разобщенные бандформирования, не способные помешать израильской армии дотянуться до Ирана, главного врага Израиля.

 

Почести для Путина

(Написано непосредственно по завершению визита Путина в Израиль)

 

Редко евреи и палестинцы соглашаются, но приезд российского президента был встречен с редким для короткого делового визита почетом у тех и других. Путина принимали так, как немногих королей в видавшей виды Святой земле, а влиятельная газета «Гаарец» сравнила его визит с посещением византийского императора. Ведь Палестина была частью Византийской империи, и блики ее величия не угасли в Иерусалиме и Вифлееме.

 

Как головокружительно изменилось положение России в мире за последние годы! В девяностые годы скромные попытки России сохранять независимую позицию по Ближнему Востоку вызывали насмешки и презрение израильских лидеров. Я помню, как Шимон Перес, ныне президент, а в те времена премьер или министр, надменно фыркал в ответ на предложения Москвы в прямом эфире, говоря: «Что они там о себе думают, в Москве? Кто их спрашивает? Кому они нужны?» Прошли годы, и тот же Шимон Перес радостно держал стремя русского президента, бежал рядом, только что не целовал его сапог, и уговаривал слить Сирию и Иран.

 

От России зависит расклад на Ближнем Востоке – об этом говорили и евреи, и палестинцы, хотя они имели в виду противоположное. Как завидный жених, посещающий двух соперниц, Путин был сдержан, сохранял баланс, говорил размеренно, но не холодно. Путин призвал израильтян помириться с палестинцами, и даже взял с собой для передачи Махмуду Аббасу письмо Нетаньяху, выражающее готовность встретиться и возобновить переговоры. Восторга у палестинцев это письмо не вызвало – переговоры с Израилем дело практически бесполезное. Как говорил чёрт в «Фаусте», «ведь мы играем не для денег, а чтобы вечность проводить».

 

Как мы и предвидели, израильские лидеры хотели заручиться российским согласием на бомбежку Ирана. Но их намеки на возможное нападение Израиля на Иран были встречены холодным душем – «Не нужно затевать авантюр, о которых потом будете жалеть», - сказал он. «Вспомните Ирак и Афганистан, ничего хорошего из этих войн не вышло». По Сирии Путин сказал, что, хотя Россия не сторож Башару Асаду, между двумя странами существуют стратегические отношения, а значит, Сирию Россия не сдаст. «Да и вам это ни к чему – неизвестно, кто еще придет к власти в Дамаске в таком случае», - сказал он.

 

В Храме Гроба Господня Путина встречали, как православного государя – с выходом патриарха и молебном. А в потемках он пришел и к Стене Плача, вновь подчеркнув, что Россия хочет мира и спокойной жизни израильским евреям. В отличие от большинства американских и европейских политиков, Путину не приходится подлизываться к Израилю и постоянно оглядываться на собственное еврейское лобби. Поэтому он сохранил дружественный, но не заискивающий тон. «Визит миротворца» - так оценили его израильские газеты. В Вифлееме же именем Путина была названа одна из нарядных улиц города Рождества. «Усталые, но довольные мы вернулись домой», смогли бы написать Путин и Лавров в своем дневнике.