Башня Дьявола. Вайоминг. США

На модерации Отложенный

Давным-давно, где-то в густых лесах, тогда еще не бывшими штатом Вайоминг, что в переводе с языка индейцев племени дэлавер означает «на Великой Равнине» и, который находится на западеСША, семь маленьких девочек пошли в лес и стали играть. Были ли  они из племени дэлавер, лакота, кайова, арапахо, кроу, чейеннов или сиу? Какая разница? В юном возрасте эти мелочи еще не волнуют человеческие души. Возможно, они были из разных племен, возможно, они были из одного племени...

И вдруг, они почувствовали дрожание Матери-Земли. Одна из них перевела взгляд на дрожавшую ветку дерева и через долю секунды её глаза, черные и блестящие, как ночь с звёздами, встретились с глазами гигантского медведя, подкрадывающегося к ним…

«Опасность!», - вскрикнула девочка. И дети бросились бежать. Они бежали все вместе, боясь, потерять друг друга из виду. А сзади возмущенно шумел потревоженный лес, трещали, ломаясь, не выдержав натиска огромной медвежьей туши, деревья, и все ближе становилось тяжелое сопение, гнусный медвежий запах и страшное рычание. И, несмотря на то, что девочек уже несколько лет обучали быстро бегать и буквально сливаться с природой, прячась от диких животных в укромных местах, медведь нагонял их…

В какой-то момент, девочки увидели небольшой выступ – плоский камень высотой около трех футов лежал на земле. Все семеро встали на плоскую, как тарелка, поверхность камня, прижались друг к другу и стали молить Великий Дух, помочь им, молить камень подняться вверх. И тогда камень стал расти. Он поднимался из земли, стремительно унося вверх на своей плоской поверхности маленьких индеанок. И, когда камень достиг неба, девочки смогли перейти на него, став Плеядами (Wincinchala Sakowin).

А огромный черный гризли-людоед лишь с досадой царапал камень, оставляя в камне вертикальные глубокие борозды, ныне больше напоминающие колонны.

Вот такая легенда распространенна среди индейцев племён кайова, арапахо, кроу, чейеннов и сиу штата Вайоминг.

 

Сам странный камень и по сей день находится там же, где и вырос. Это -  огромная скала, монолитная вулканическая порода, высится над абсолютно плоской поверхностью, чем ни мало поражает заезжих туристов – совсем неудивительно видеть скалу в окружении скал, но одиноко возвышающаяся посреди Великих Равнин гора с плоской вершиной и гранёнными боками, вызывает неподдельное потрясение своей нелогичностью. На языке племени лакота скала называется Мато Типила (Mato Tipila), что означает Дом Медведя или Медвежья берлога.

Говорят, современное название скала получила по ошибке:  в 1875 году, во время экспедиции, возглавляемой полковником Ричардом Доджем, переводчик неправильно перевел слова индейцев. В результате, монумент сначала получил имя «Дом Плохого Бога», что, в принципе, было оправдано постоянными рассказами о громе на верхушке скалы и световых явлениях неизвестной природы. Да и было трудно поверить, что сии четкие контуры и геометрические формы созданы природой.

Ассоциации подсказали белым людям другое название и спустя совсем короткое время скалу стали называть Башней Дьявола.

Интересно, что в 2005 году несколько индейских племен предложили вернуть монолиту первоначальное имя - Дом Медведя (Bear Lodge), но их предложение было отклонено.

Это одно из самых захватывающих естественных горных образований расположено в штате Вайоминг на Черном Холме, недалеко от реки Бель-Фурше.

Есть несколько версий происхождения этого образования. По одной из гипотез, где-то 200 миллионов лет назад современная территория Великих Равнин была морем, дно которого естественно было покрыто массой осадочных пород: сланцев, известняков, песчаников. И во время очередной или внеочередной подвижки земной коры в этот пласт осадочных пород внедрилась магма из недр земли. После того, как магма застыла, из неё образовалось столбообразное базальтовое тело, именуемое в науке штоком.

Спустя тысячелетия, море отступило, мягкие осадочные породы вокруг столба разрушились под воздействием воды и ветра и гигантский шток, спустя миллионы лет, оказался всецело на суше. Базальты, из которых состоит монолит, превратились в ровные вертикальные столбы, из-за чего кажется, что гора была создана, если не человеческими руками, то дьяволом или пришельцами…

По другой версии, Башня Дьявола – это все, что осталось от горного массива когда-то созданного извержением вулкана, и разрушенного эрозией. Возможно, что наступит час, когда мы узнаем продолжение этой геологической истории, ведь часть башни скрыта под землей и геологические процессы продолжаются: возможно, что монолит – это жерло вулкана и вулканическая пробка в нем…

А пока… Пока её пытаются покорить.

Долгое время она считалась неприступной.

Первое восхождение на неприступную гору совершили 4 июля 1893 годадвое местных фермеров Уильям Роджерс и Уиллард Рипли, в связи с чем они даже получили сертификат. J Свое восхождение они произвели без альпинистского снаряжения, просто загнав колышки в трещины скалы и закрпив на них деревянные лестницы. Некоторые из этих деревянных колышков остаются нетронутыми до сих пор и даже формируют подъем на башню: при желании можно невысоко подняться.

В течение следующих тридцати лет многие подъемы были сделаны с помощью этого метода, пока лестницы не стали разрушаться.

В 1937 году известнейший альпинист Фритц Висснер в компании с Уильямом П. Хаузом и Лоуренс Ковени совершил второе покорение Башни.  Для перемещения он использовал метод фиксированных передач (крюк), хотя позже сожалел об этом, считая ненужным.

В России почему-то считают вторым альпинистом, совершившим восхождение на неприступную скалу, Джека Дюранса. Но это в корне неверно: он совершил свое восхождение только в 1938 году, хотя его маршрут сейчас считается наиболее продуманным.

В 1941 году, не имея на то никакого разрешения, узнать, что находиться на плоской площадке Дэвилз Тауэр и кто бьет по ночам в тамтамы, решил опытный парашютист-профи Джордж Хопкинс.

Разумеется, он не стал подниматься на гору. Он спрыгнул на неё, что было довольно опасно: стоило промахнуться на какой-нибудь метр или даже не удержаться на плоской вершине, и скала неминуемо погасила бы купол.

Этот трюк был рекламным: на следующей неделе в расположенном неподалеку Рапид-Сити должен был состояться большой авиационный праздник, и его устроители рассчитывали привлечь рекордное число посетителей с помощью небывалого парашютного прыжка.

 

Бугристая площадка почти правильной круглой формы неслась навстречу Хопкинсу со скоростью курьерского поезда. Пора. Он рванул за кольцо и, даже не глядя вверх, по громкому хлопку над головой и врезавшимся в тело лямкам понял, что все в порядке. То подтягивая, то ослабляя стропы, Джордж плавно опускался в самый центр венчавшего «Башню дьявола» «пятачка».

Спружинив на полусогнутых ногах, он повалился на бок, поспешно собирая стропы. «Оседлали старушку», — с облегчением подумал Хопкинс, и в то же мгновение, как бы в наказание за самоуверенность, белое шелковое полотнище яростно взметнулось вверх и быстро потащило тело к краю утеса. На лбу выступил холодный пот. Враз ослабевшими пальцами Хопкинс лихорадочно шарил по груди, пытаясь на ощупь открыть замки подвесной системы и даже не чувствуя, как острые выступы в кровь раздирают лицо. Металлический щелчок, несколько судорожных, почти конвульсивных движений, и он бессильно замер в каких-то двух метрах от бездны, не в состоянии оторвать взгляда от колыхавшейся белой медузы, медленно опускавшейся на землю далеко внизу.

 

Хопкинс рассчитывал спуститься со скалы с помощью сброшенной с самолета альпинистской амуниции… Но он просчитался… Небольшой серебристый моноплан сбросил тюк со снаряжением… и он метеором исчез в гуще леса метрах в ста от скалы. Со второго захода  летчик ухитрился сбросить мешок с грузом на верхушку скалы…

 

Зеваки внизу с напряжением ждали спуска… но Хопкинса не было видно…. Из уст в уста шепотом передавалось страшное известие: тюк со снаряжением при падении убил отважного парашютиста.

Напряжение достигло предела.

В этот момент у самого края скалы появилась долговязая фигура главного героя в белом комбинезоне. Хопкинс размахнулся и запустил вниз блестящий предмет. Немедленно доставленный организаторам бесплатного спектакля, он оказался помятой металлической коробочкой с лаконичным посланием: «Веревки после падения с неба не выдержат тяжести и пары носков. Не трудитесь сбрасывать новые. Крепить их на этом чертовом «пятачке» все равно не за что. Спокойной ночи. Джордж».

В эту ночь впервые за всю свою многовековую историю «Башня дьявола» стала приютом одинокому горемыке. Впрочем, приют этот оказался весьма негостеприимным. До самого утра Хопкинс стучал зубами под изодранными остатками брезентовых чехлов от сброшенных тюков, которые не спасали ни от дождя, ни от пронизывающего ветра. Единственным утешением, которое судьба приготовила пленнику «Башни дьявола» в это утро, было присутствие у подножья скалы смотрителя Джойнера, который с помощью мегафона прокричал Джорджу, что для его спасения создан специальный комитет, вот уже несколько часов беспрерывно заседающий в Рапид-Сити.

 

Первым результатом его деятельности был целый поток любопытных, несмотря на ненастную погоду, нахлынувший к «Башне дьявола». Ближе к полудню, когда небо немного прояснилось, над ней закружилось несколько самолетов, которые, к ужасу Хопкинса, подвергли его «пятачок» и всю окружающую местность настоящей бомбардировке. С неба сыпались спальные мешки, консервы, веревочные лестницы, пригодные разве что для сельских коттеджей, и множество тому подобных «предметов первой необходимости», от которых Хопкинс едва успевал увертываться. Появление всей этой манны небесной было вызвано сообщениями газет, и предприимчивые торговые фирмы спешили в целях рекламы осчастливить пленника «Башни дьявола» образцами своей продукции.

Между тем в штабе спасательной операции решали задачу, как снять парашютиста с 1280-футовой высоты. В конце концов было решено пригласить Эрнста Филда, самого опытного скалолаза в Управлении национальных парков и заповедников, поручить ему взобраться на «Башню дьявола» и затем спустить оттуда застрявшего парашютиста.

Свой второй ночлег на «Башне дьявола» Хопкинс постарался сделать как можно более комфортабельным, устроив роскошное ложе из доброй дюжины одеял да еще забравшись в непромокаемый спальный мешок. Однако едва он задремал, как тут же проснулся от громкого металлического скрежета, пронзительного писка и ощущения чьих-то легких прикосновений по всему телу. Похолодев от ужаса, он съежился в своем спальном мешке. «Я просто не мог понять, что происходит. Ведь кроме меня, здесь никого не могло быть. От земли меня отделяла добрая тысяча футов. И все же я был абсолютно уверен, что рядом находится что-то живое. Вампиры? Какие-нибудь доисторические твари, сохранившиеся лишь на этом чертовом «пятачке» и теперь готовившиеся отведать моей крови?» — рассказывает Джордж Хопкинс.

Собрав всю свою волю, Хопкинс осторожно отстегнул клапан, нашарил в кармане мешка электрический фонарь и включил его. Ослепительный сноп света вырвал из темноты целые полчища крыс, которые копошились в разбросанных повсюду вещах, дрались из-за пустых консервных банок и безбоязненно сновали по телу Хопкинса. Он принялся лихорадочно швырять в них все, что подвертывалось под руку. Нашествие было отбито, но до утра Джордж так и не сомкнул глаз.

Пошел третий день. У подножья «Башни дьявола» вырос целый палаточный городок, все дороги вокруг были забиты тысячами туристов. Крупнейшие радиовещательные компании организовали передачу репортажей прямо с места событий.

К полудню прибыли наконец вызванный из Колорадо скалолаз Эрнст Филд и его напарник Горрел. Поверхность гранита оказалась настолько монолитной, что о скальных крючьях нечего было и думать. Упираясь спиной и коленями в противоположные стенки желоба, они, словно мухи по стене, медленно, дюйм за дюймом, ползли вверх. Нависающий карниз закрывал восходителей от глаз Хопкинса. Часа через три громкий крик разочарования безошибочно подсказал ему, что восходители вынуждены были повернуть назад. Обступившим его журналистам Филд угрюмо бросил лишь одну фразу: «Нам эта чертова глыба не по зубам».

Теперь все надежды возлагались на Джэка Дюрранса. Однако где он сейчас, никто точно сказать не мог. В поиски Дюрранса включились пресса, радио, полиция. На следующий день его обнаружили на восточном побережье в городе Дартмуте. Еще сутки потребовались ему и его товарищам Коултеру, Маклейну и Крамеру, чтобы, пересаживаясь с самолетов на поезда, пересечь чуть ли не все Соединенные Штаты и добраться до Рапид-Сити.

Ровно в полдень альпинисты начали штурм «Башни дьявола». Где-то футах в трехстах от вершины скалу заволокло густой пеленой тумана. Остановиться? Продолжать? Дюрранс избирает последнее. «И вот, — рассказывал потом Хопкинс, — когда я окончательно примирился с мыслью, что не миновать мне еще одной ночевки на осточертевшей глыбе, у края площадки появилось «нечто», отдаленно напоминавшее человеческое лицо. И если бы не пара крепких фраз, безусловно не известных привидениям, я бы наверняка решил, что это одно из них пожаловало ко мне в гости помочь скоротать вечерок».

Спуск прошел без происшествий. Джорджа Хопкинса, по его собственным словам, «запеленали, как младенца, в какую-то рыболовную сеть, именовавшуюся альпинистской люлькой, и с превеликими предосторожностями вернули на землю». Правда, как он пишет в своих воспоминаниях, самый страшный момент ему пришлось пережить уже там, на земле, когда десятки журналистов, прорвав полицейское оцепление, наперегонки бросились к спасенному парашютисту. «Да, да, именно в тот момент я по-настоящему понял, что такое панический страх, — вспоминает Хопкинс. — Ухитриться спрыгнуть на площадку размером со сковородку, проторчать там в обществе крыс почти неделю, проделать путь в1280 футов, своими боками полируя шершавый камень, и все для того, чтобы оказаться растоптанным стадом взбесившихся репортеров. Может ли быть что-либо более, обидное?»

Прошли годы, и сегодня неприступная ранее Башня Дьявола является одним из самых популярных среди альпинистов объектов. Это стало во многом благодаря появлению новой, более современной экипировки, а также возросшему профессионализму среди самих альпинистов. Отвесные стены скалы буквально испещрены самыми различными маршрутами, по которым совершено уже несколько сотен восхождений на вершину. Наиболее распространенный - маршрут Дюранса. Сложность этих маршрутов варьируется от «относительно легко» до «один из самых трудных в мире». По своей структуре рельеф скалы очень необычен, а потому, техника лазания также требует дополнительных навыков. Например, умение перемещаться по рельефу в распор и щелевое лазание.

 

 И все альпинисты должны зарегистрироваться у смотрителя парка до и после попытки восхождения.

Из 400 000 туристов посещающих ежегодно Башню Дьявола только один процент решается забраться на вершину. Вот только индейцы против того чтобы толпы туристов взбирались на вершину скалы, так как она для них священна. Поэтому, большинство альпинистов не занимаются здесь скалолазанием в июне. В это время индейцы проводят свои церемонии.

1280 футовскалы – это «всего лишь» 386 метров. Башня Дьявола является первым «национальным монументом» США, получившим свой статус от президента Рузвельта 24 сентября 1906 года.

Интересные факты

  • Гора фигурирует в фильме Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени» (1977) — именно здесь происходит контакт с пришельцами, а уменьшенную копию башни строит у себя дома один из главных героев.
  • Гора фигурирует в фильме Грега Моттолы «Пол» (2011)
  • Российский хирург-офтальмолог Мулдашев Э.Р. в своей книге «В поисках города богов» выдвигает маргинальную теорию о смене Земных полюсов, согласно которой Девилз-Тауэр когда-то являлась географическим полюсом Земли
  • Гора фигурирует в компьютерной игре «GUN» как место последней битвы, внутри самой горы, затем гора обрушивается.