Морской пожар. Спастись от него поможет новый научный проект
На модерации
Отложенный
В сентябре 1927 г. жители Крыма наблюдали, как Чёрное море горит в буквальном смысле слова. «Как будто пылал пожар, яркий свет которого проходил через дымовую завесу», - писал гидролог П. Двойченко. Столбы пламени, по словам очевидцев, поднимались на высоту 500-800 метров. Одновременно на побережье ощущался запах тухлых яиц. Именно так пахнет сероводород, который в изобилии содержится в Чёрном море.
В те дни близ Ялты произошло землетрясение. Его очаг располагался под морским дном, а в небе бушевала гроза. Как считают специалисты, в результате сейсмических толчков сероводород вырвался со дна и загорелся от разряда молнии.
Большой отстойник
Чёрное море уникально. Его водообмен со Средиземным идёт через мелководный Босфорский пролив. По сути, этот водоём изолирован от Мирового океана и представляет собой отстойник, где тысячелетиями скапливался сероводород. О причинах его появления споры идут до сих пор, но факт остаётся фактом: чистой воды там - лишь верхние 100 метров, именно в этом слое сосредоточена вся морская жизнь. А ниже - гигантская линза мёртвой воды, насыщенная горючим и ядовитым газом. Сейчас эта толща составляет 90% объёма моря, и она продолжает увеличиваться. По оценкам некоторых экспертов, на 2 метра ежегодно. Кое-где граница сероводородной зоны поднялась уже до глубины 25-50 метров, и во время сильных штормов на берегу ощущается характерный запах. Подтверждением тому, что слой чистой воды уменьшается, служит и резкое сокращение черноморской фауны.
Об опасности природной катастрофы «АиФ» писал несколько месяцев назад (см. № 21, «Неужели море может загореться?») - тогда известный бард и океанолог Александр Городницкий признался: такая угроза вполне реальна.
«Чёрное море - сейсмически активный регион, там бывают землетрясения, которые провоцируют выбросы газогидратов - спрессованных под высоким давлением скоплений метана и других горючих газов», - сообщил учёный.
Согласно самым пессимистичным сценариям, миллионам человек придётся переселяться подальше от побережья из-за нехватки кислорода и риска погибнуть от удушья. А если случится взрыв, то в атмосферу будут выброшены тонны концентрированной серной кислоты, которая прольётся дождями в других регионах.
«Золотая» вода
- Два года назад небольшой выход сероводорода был зафиксирован на курорте Коблево в Николаевской области (Украина). Тогда на берег выбросило более 100 тонн мёртвой рыбы - её убирали с помощью тяжёлой техники, - рассказывает Геннадий Бугрин, инженер. - Такое ЧП может повториться в любой момент, но в большем масштабе. Если катастрофа случится у российского побережья, то, например, о Сочинской Олимпиаде можно будет забыть.
Геннадий Бугрин 6 лет жил в США, работал прорабом на строительстве дорог - идеально ровных автобанов, которые делают чуть ли не по ювелирным технологиям. В России же, как известно, дороги - одна из двух главных бед. Вернувшись на родину, Бугрин загорелся идеей построить качественную автотрассу, используя… сероводород Чёрного моря: «Предложения, как можно применять этот газ в народном хозяйстве, звучали и раньше.
В СССР даже была научная государственная программа по этому поводу. Изобретатель Лев Юткин, которого считают «русским Теслой», в 1979 г. предлагал проект: поднимать придонные слои черноморской воды и подвергать её электрогидравлическим ударам, выделяя сероводород. Полученный газ сжигать. Сгорая, килограмм сероводорода даёт примерно 4 тыс. ккал. Расчёты показывают, что такая технология удовлетворила бы потребности всей страны в электроэнергии».
Проект самого Бугрина добычей электроэнергии не ограничивается. Из черноморской воды, доказывает он, можно получать целый ряд полезных продуктов. Во-первых, это водород - экологически чистое топливо, спрос на которое растёт. Свою заинтересованность в его покупке уже выразил Институт водородной экономики в Нижегородской области. Во-вторых, редкоземельные элементы таблицы Менделеева. В-третьих, золото и серебро.
- Если извлечь всё серебро из Чёрного моря, его вес составит 540 тыс. т. Золота - 270 тыс. т, - говорит Бугрин. - А когда установка будет выведена на проектную мощность, она ежедневно сможет давать до тонны тяжёлой воды. Желающих покупать её достаточно как в России, так и за рубежом. Тяжёлую воду используют в любом атомном реакторе: она замедляет реакцию и служит теплоносителем.
[articles: 50334,49114]
И всё же главное, что нужно Геннадию Бугрину от черноморской воды, - это сера. Её применяют в строительстве автомобильных дорог в Европе и Северной Америке как вяжущее средство. Благодаря сере на 25-35% снижаются расходы битума, а прочность покрытия и его термостойкость повышаются. В наших погодных условиях это особенно важно: добавка серы в дорожное полотно значительно увеличит срок его службы.
- Таким образом, за счёт сероводорода можно построить трассу от Чёрного моря в любом направлении. В первую очередь, конечно, до Москвы, - продолжает инженер. - Мы будем получать из воды важные ингредиенты для строительства (в том числе производную для бетона), электроэнергию и попутно очищать море, предотвращая природную катастрофу. Экономический эффект в первый же год должен составить 625 млн долларов.
Подробности технологии пока не раскрываются. Виктор Клименко, химик, кандидат технических наук, признаётся лишь, что это плазмотронный метод: «На платформе в море будет стоять специальное устройство - плазмотрон. С помощью электричества молекулы сероводорода будут «разрезаться» в нём на два элемента - серу и водород. Кстати, такую чистую серу можно применять в медицине и различных производствах, а не только в строительстве дорог».
Клименко - один из единомышленников Геннадия Бугрина, которых тот набрал уже целую команду. Есть договорённость с двумя предприятиями, где готовы взяться за первый плазмотрон, а в Краснодарском крае обещают выделить землю под производство. Осталось найти инвесторов - а с этим сложнее. Но он рук не опускает, обивает пороги чиновничьих кабинетов. И, как все российские кулибины, надеется, что его услышат «на самом верху».
Комментарии
Во- втоорых- Влади
Что касается идефиксных проЖектов Бугрина и "русского Теслы" - не надоело еще покорять природу и поворачивать северные реки вспять?
Моя научная специализация - рекреационная экология. А о проблеме с черноморским сероводородом могу только поверхностно судить, в силу т.с. общеэкологического образования и прочего естественнонаучного самообразования.
Что же касается вопросов природоохраны, то это тоже область моих профессиональных интересов, но уж слишком это агроменная и всеохватная тема - не для реплик и даже не для обычного поста. А цикл лекций - будет очень занудно :-))
Заходите ко мне в друзья и задавайте любые интересующие Вас вопросы в режиме диалога. Отвечаю с превеликим удовольствием, подробно и доходчиво - этого я умею :-))
По поводу проекта, представим что уровень сероводорода в Чёрном море существенно понизился. Как изменится продуктивность моря, кто займёт новые экологические ниши на глубинах, действительно ли на глубинах кроме гнилостных микроорганизмов ничего не живёт?
Как мне кажется, такие вопросы и должны быть рассмотрены.
Тема интереснейшая и вдохновляющая, но тянет на несколько коллективных монографий по объему.
Ежели кратко:
Продуктивность УВЕЛИЧИТСЯ В РАЗЫ, т.к. в нашей модели на Ваших условиях и с моим предположением о затопленных лесах исчезает сероводород, но органика, его породившая, остаётся. В то же время жизнь в морях-океанах сосредотачивается у поверхности - в эвфотической эпипелагиальной зоне, на шельфе, литорали (прибойная зона), посему эти РАЗЫ будут значительно меньше, чем хотелось бы, исходя из увеличения объёма "жилой зоны" моря.
Это по массе. По биоразнообразию заметных изменений не произойдёт - скорее всего будет обеднение фаунистического и микробиологических состава за счет глубоководных донных эндемиков, которых наука пока не открыла.
См.далее
Что произойдёт на больших глубинах - не знаю! Скорее всего в течение нескольких ближайших ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ появятся эндемики (видообразование-идеоадаптация).
В то же время вымрет целый доселе не известный науке глубоководный эндемичный сероводородный мир. Потеря для будущей науки грандиозная.
И тут плавно переходим к последнему вопросу.
Срок жизни Черного моря для видообразования у позвоночных, конечно, мизерный.
Но в популяционной биологии и генетике важнее не годы-месяцы, а жизненные циклы и количество потомства, а счет ведётся по поколениям.
До образования моря на дне Черноморской впадины существовало холодное солёное озеро. Размером, наверное, с Байкал или более.
Следовательно, ищите там доселе не известных науке червей, прикреплённых губок, кишечнополостных (кораллы), голотурий, роющих и ползающих ракообразных и моллюсков.
Фантастические научные открытия последних лет доказали, что на самой Земле возможна и ЕСТЬ жизнь и экосистемы, основанные не на фотосинтезе, а на хемосинтезе. И сероводородная среда - одна из самых-самых перспективных, где надо искать.
Однако же все выше нафантазированное - совсем не значит, что в случае 100% реализации проекта по добыче сероводорода, злата-сеоебра и пр. из черноморской воды, будут заметны изменения в химсоставе ЧМ на протяжении одного или нескольких человеческих поколений. Т.е., в масштабе человеческом изменений не будет. А изменятся и сильно лишь отдельные участки, в окрестностях добычи
Помните, "Да здравствуют советские микропроцессоры - самые большие микропроцессоры в мире"? :-))
С.Б., мир, в основном, вошел в постиндустриальную эпоху. И мы там одной ногой. А "проекты века" с самым большим в мире экскаватором для самого большого в мире карьера остались в прошлом (правда, Россия с подачи Лужкова и Ко опять вознамерилась Енисей вспять повернуть).
С разработками в оригинале знакомиться не буду - все равно не пойму, потому как даже терминологией не владею. Вот ежели в популярном изложении...
Только насчет гниения: полагаю, даже если и есть падальщики, то все равно круговорот замкнут на сероводородном цикле. Главные деструкторы - бактерии (забыл их общее название), продуцирующие сероводород.
Цит.: "Система с самого начала является несбалансированной" - совершенно верно! Но потому что это и есть начало (море образовалось всего-то в 56-м веке до н.э.)
Добыча не поможет достигнуть баланса - т.к. изъятие на малых (относительно всей акватории) площадях. И приведёт к еще большему дисбалансу (точечному). Хотя с др. стороны, на это можно смотреть как на проявление "мозаичности", повышающее разнообразие условий обитания.
Насчет медленности процессов. Закон перехода кол-ва в качество никто не отменял. Большинство процессов при росте системы подчиняется еще и закону ускорения историч.развития (ускорение близко к натуральному логарифму) - и в биологии тоже. Если раскрутится = не остановишь.
Мы не боги, остановить катастрофу не сможем (вспомните судьбу Арала).
В.И.Вернадский, когда говорил о человечестве как геологической силе, явно не имел в виду 20-й или даже 1-ю половину 21-го века - разве только в смысле деструктивном.
По-моему в 70-е или 80-е "Техника молодёжи" о такой "дробилке" писала.