О вкладах и недвижимости за рубежом крупных чиновников.
На модерации
Отложенный
Депутаты Госдумы решили не уходить на Новогодние каникулы, не выполнив своего обещания - реализовать широко обсуждаемую в обществе и поддержанную президентом Владимиром Путиным идею о введении запретов и ограничений для чиновников на владение зарубежными счетами и бизнес-активами.
В думском портфеле было два депутатских законопроекта на эту тему, однако автор одного из них вице-спикер Сергей Железняк "понимая социальную значимость и общественные ожидания, связанные с принятием этого законопроекта", накануне отозвал подпись под своим вариантом, чтобы открыть дорогу законопроекту "единоросса" Вячеслава Лысакова, на который уже пришел отзыв правительства. Это позволяло "объединить усилия" и ускорить процедуру проведения актуальной инициативы через Думу.
"Если человек выбрал госслужбу, он должен быть готов к ограничениям, общественному контролю и выполнению специальных требований. Это общемировая практика. Чиновник не может быть связан экономическими обязательствами с другими государствами, так как тогда он становится зависимым не от интересов граждан России, а от ожиданий руководства других государств", - сформулировал Сергей Железняк принципиальную позицию депутатов.
Будущий закон запретит иметь или открывать счета и приобретать недвижимость за рубежом всем, кто замещает государственные должности федерального уровня, регионального, а также муниципальные должности. Это ограничение должны соблюдать и российские военнослужащие, и сотрудники правоохранительных органов, Таможенного комитета. И депутаты, и сенаторы, кстати, тоже. Причем запрет распространяется и на их ближайших родственников - супругов и несовершеннолетних детей.
Чиновникам, которые уже успели и деньги положить в надежный иностранный банк, и домик где-нибудь в зарубежье приобрести, дается срок до 1 июня 2013 года, чтобы освободиться от непозволительных для них активов. Если же заграничная недвижимость госслужащему или его ближайшим родственникам, досталась по наследству, то принять меры по ее отчуждению они должны в течение года. Тот же, кто собственностью и счетами за рубежом обзавелся до службы, должен распроститься с ними за полгода после того, как занял чиновничье кресло. И еще в течение трех лет после увольнения со службы чиновник, согласно законопроекту, не будет иметь право ни счета за границей открывать, ни имущество в собственность там приобретать.
Исключение делается только для таких случаев, когда счет в иностранном банке и домик в английской "деревне" или апартаменты в какой-нибудь другой стране зарубежья необходимы для решения задач служебной деятельности.
Есть и еще одно, но уже сугубо личное исключение, которое допускает хранение денег в иностранном банке - если они нужны для учебы или лечения за границей.
"Зачем в законе оставляется такая лазейка?" - удивился "справоросс" Олег Нилов. Если есть подобное исключение из правила, им хотят воспользоваться, и, по словам Нилова", "абсолютно все начинают сразу болеть или желать повышать какую-то квалификацию, образование именно за границей". Однако Вячеслав Лысаков заверил депутатов, что деньги могут быть потрачены только по целевому назначению, и проконтролировать это будет несложно.
У коммуниста Юрия Синельникова был другой вопрос: "А судьи где? Почему они не вошли в список тех, на кого распространяются эти ограничения?" Но председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая его успокоила - про тех, кого "забыли", вспомнят при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Нилов предложил внести в список всех, кто получает бюджетные деньги, а также журналистов. Чтобы не было деления на белых и черных ворон.
Депутат КПРФ Светлана Савицкая беспокоилась о недвижимости чиновников, которая прежде была на родной советской земле, а оказалась за границей волей известных обстоятельств. От нее тоже следует отказаться? Однозначного ответа на этот вопрос у авторов законопроекта не было. Пообещали найти его ко второму чтению.
"В любом случае собственность должна быть задекларирована, а чиновник должен отчитаться и о стоимости, и о происхождении доходов, которые позволили ему совершить эту сделку", - уточнил председатель Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.
"Но не все же стали сразу, только родились, чиновниками. И не факт, что эти люди нечестно зарабатывали и приобретали свое имущество за границей. Может быть, какой-то более пластичный переходный вариант предусмотреть для таких чиновников, - предположил "единоросс" Михаил Маркелов. - Чтобы не получилась такая парадоксальная вещь, что за рубежом им ни имущества иметь нельзя, ни счета открыть, а в России на Рублевкее можно особняки строить за 10 миллионов долларов". Ирина Яровая была категорична: "Совершенно очевидно, что те люди которые раньше занимались бизнесом, а затем пришли на госслужбу должны принять для себя решение по поводу распоряжения теми счетами, которые были открыты ранее".
Некоторым думцам показался слишком узок круг чиновничьих родственников, на которых распространяется запрет. Ведь госслужащий может сохранить для себя и дом, и средства на иностранном счету, переписав их на брата, дядю… "Мы жене не можем доверить - неизвестно, какая у нее ситуация будет в голове и по жизни тоже. Тем более дальние родственники. Чем быстрее чиновники перепишут собственность на них, тем быстрее ее лишатся", - позлорадствовал по поводу возможных перспектив первый замруководителя фракции ЛДПР Владимир Овсянников, предложив чиновникам, которые не могут расстаться со своим зарубежным имуществом, идти в другие профессии, на другие должности.
Депутаты высказывали также пожелания чиновникам не возить своих жен и дочерей за границу рожать, а детей учиться. Тогда, по мнению думцев, и медицина у нас станет лучше, и вузы эффективнее.
Прозвучало и предложение зарубежным коллегам: пусть "представят вместо списка Магнитского данные на всех чиновников, депутатов, которые имеют собственность и счета за границей" - "вот таким образом они помогут нам навести порядок в России, а мы уж, если потребуется, поможем им навести его у себя". Несмотря на не вполне понятные механизмы действия, законопроект в первом чтении дружно поддержали все думские фракции - 437 (при проходных 226-ти) "за".
"Такой закон может быть дополнительным, очень серьезным элементом оздоровления финансово-кредитной системы в нашей стране, но еще и оздоровления нравственности", - заявил председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии коммунист Владимир Кашин. Вороватые чиновники, которые сейчас "припеваючи чувствуют себя", по мнению Кашина, "наверное, станут вести себя по-другому, если не будут иметь за границей тылы в виде собственности, в виде огромных средств, которые в ущерб государству они имеют", - сказал Кашин. Но предложил коллегам "договориться на берегу" - "чтобы хорошо замахнувшись, не спустить законопроект до того, чтобы только ограничить ту брешь, которую надо закрывать в целях безопасности России".
Комментарии