Дети замполита

В качестве вступительного взноса хочу разместить отрывок из своих воспоминаний
До войны папа работал учителем. В 1940 году его призвали в армию. Потом 4 года на фронте, а потом еще 35 лет службы в армии. Последние годы отец занимал ответственную генеральскую должность, но звание генерала ему так и не присвоили. У него не было высшего военного образования. После окончания войны папа написал рапорт о поступлении в военную академию, но его непосредственный начальник написал резолюцию: «Капитану Абрамову достаточно одного высшего образования». Последующие начальники соглашались с этим выводом. Потому что написал эту фразу Л.И.Брежнев. Тот самый дорогой Леонид Ильич и Генеральный секретарь ЦК КПСС.
До 1961 года папа был политработником, замполитом воинской части в войсках ПВО. А мы были детьми замполита. Об этом нам напоминали и наши родители, и родители наших друзей. Мы должны были быть правильными и очень хорошими, чтобы не позорить папу, Коммунистическую партию и весь социалистический строй.
В тот период папу почти не видели. Он все время работал и работал. А в редкие выходные дни фотографировал и печатал фотографии. Мне очень нравилось, когда папа надевал на руки какую-то смешную штанину с резинками с двух сторон и совершал какие-то манипуляции руками. Потом доставал фотоаппарат и пленку. Потом разводил какие-то порошки в воде, брал какие-то странные ребристые ванночки, устанавливал на столе странный фонарь на металлической ноге. А потом было самое интересное. Обычный свет выключался, и зажигалась большая красная лампа. Что-то щелкало в приборе. Белая бумага опускалась в пахучую жидкость, и начиналось волшебство: очень медленно на этой самой бумаге появлялись лица, дома, цветы. Потом все мокрые листочки раскладывались на газеты для просушки, затем их клали под груз и только после этого специальной машинкой обрезали края. Эту операцию мне доверяли выполнять в качестве награды за очень хорошее поведение.
Папа был всегда в центре внимания. Он прекрасно читал стихи. Был великолепным рассказчиком. Женщины его обожали. Мои подруги до сих пор вспоминают, как им нравился мой отец. Он был лидером по характеру: и на работе, и в компаниях, и на отдыхе. Во всем.
Нас было четверо у папы: три дочери и сын. Но он всегда говорил, что я его самый лучший и любимый ребенок. Мне было очень приятно это осознавать, но перед сестрами и братом всегда испытывала чувство вины за эту нескрываемую любовь отца. Да и я обожала своего отца. Он был замечательный. Но строгий...
Еще папа запомнился тем, как он устраивал «небо в алмазах». Такие ситуации возникали нечасто. Первая, запомнившаяся, - это свадьба моей старшей сестры. Луиза приехала в военный городок после окончания школы. До этого она жила на Украине вместе со своей матерью и сестрой. В институт она не поступила, и папа сказал: «Раз ты такая дура, пойдешь работать на стройку». И она пошла, и два года проработала каменщиком, укладывая кирпичи на строящихся объектах.
В военном городке было много молодых и симпатичных лейтенантов. А вот за тремя рядами колючей проволоки (тогда войска ПВО только создавались и были очень засекреченными) молодых девушек было очень мало. Точнее только две: дочь замполита (моя сестра) и дочь зам. командира части по тылу. Ухаживаний было много. Женихов тоже. В одного из ухажеров Луиза влюбилась, ответив согласием на предложение, и началась подготовка к свадьбе. Я почему-то особенно хорошо помню купленные к этому события ящики с зеленым горошком, которые стояли в коридоре.
За день до свадьбы приехали родственники жениха, и родители устроили ужин в честь их приезда. Все было замечательно и мило. Когда ужин закончился, мама жениха попросила показать ей приданое. Моя мама стала что-то говорить про постельное белье, подушки и одеяла. Но папа перебил маму и грозным голосом спросил: «Какое приданое?». И когда мать жениха сказала, что она не позволит сыну жениться на бесприданнице, а жених при этом молча стоял в стороне, впервые увидела, что такое «небо в алмазах» в папином исполнении. Точнее оно было не в алмазах, а в зеленом горошке, банки с которым папа с особым удовольствием бил об пол, о стены. Папа кричал, что его старшая дочь самая лучшая в мире, что для любого мужчины она награда. А что другое мог говорить любящий отец.
Свадьба не состоялась.
Неразбитые банки с зеленым горошком потом разбивались уже сами по себе. Потеплело, горошек портился, и железные крышки взлетали вверх. (Кстати Луиза успешно закончила МИСИ и добилась серьезных успехов в карьере).
Второй раз небо в алмазах мы увидели, когда средняя сестра Алла, тоже переехавшая жить к нам после окончания школы, сообщила, что не набрала проходной бал и в институт не поступила. Папа правой рукой показал куда-то вперед и произнес: «Завтра же на стройку!», а левой долбанул чашкой с чаем об стену. На этом обсуждение закончилось. Алла отработала на стройке 2 года. Потом поступила на юридический факультет МГУ, и ее карьера сложилась весьма успешно.
25 августа 1969 года я приехала из института и сказала, что по конкурсу не прошла. Папа уже приподнял руку и приготовился произнести заветную фразу, но мама опередила его и прокричала: «Наташеньку на стройку не отдам!». Папа для порядка взял со стола вазу, без особого азарта разбил ее об стену и произнес: «На стройку ее никто и не возьмет. Такая хилота там никому не нужна. Но я ей подберу работу».
Через неделю мы вместе вышли из дома. У подъезда стояла черная «Волга». Я протянула руку, чтобы открыть заднюю дверь и в это время получила сильный удар по руке. Этот диалог запомнила на всю жизнь.
- Папа! За что?
- А зачем ты дверь открыла?
- Чтобы сесть в машину.
- А зачем ты хочешь сесть в машину?
- Чтобы доехать до работы. Ты же поедешь мимо.
- На работу на персональной машине поеду я, потому что это заслужил. А для тебя 233-й автобус и метро. Если очень постараешься, то и за тобой придет персональная машина. Но до этого надо будет достаточно долго поездить в общественном транспорте.
Устроил меня папа на работу корректором в типографию, где я проработала 7 лет. Иногда думала, что лучше бы на стройку…
Через 25 лет к подъезду дома, в котором тогда жила, подъехала черная «Волга», на которой уже я должна была ехать на работу. Папа не дожил до этого дня два года. Но тогдашняя моя обида и боль дали результат: за мной тоже пришел персональный служебный автомобиль. Не могу сказать, что очень этого ждала и хотела. Но так сложилась жизнь. Тоже заслужила. Как папа когда-то.
В восьмом классе произошел еще один «алмазный» случай. Я собиралась на вечер в школу: одела юбку, сшитую собственными руками из старых папиных брюк, и блузку, перешитую из маминого платья. И тогда мама, похвалив меня за самостоятельную работу над брюками-блузками, совершила волшебство: она разрешила надеть ее красные английские туфельки на каблуках. Я была счастлива больше, чем Золушка. Ей туфельки подарил ученик феи, а мне моя строгая мама. В тот момент, когда почти положила туфли в сатиновый мешочек для сменной обуви, в дверь вошел папа. Я испугалась и спрятала туфли за спину. Папа строго спросил: «Что происходит?». Когда он получил информацию об английских туфлях, он завелся с полуоборота. Туфли полетели в окно. Мама получила очередной выговор за неправильное воспитание дочери. А мне в очередной раз объяснили, что с моей внешностью мне не о танцах думать надо, а об учебе. В тот день прозвучала еще одна фраза. «Я не позволю, - сказал папа,- чтобы дочь полковника была одета лучше, чем дочь слесаря». И не позволял до окончания школы.
И еще об одном случае с алмазным небом хочу рассказать. Наш дом всегда был открыт для друзей: родителей, брата и моих. В тот день за столом собрались друзья брата. Они хорошо выпили. Кто-то из ребят пошутил по поводу книги Брежнева «Малая земля». Я не помню, что было сказано, но очень хорошо помню, что папа встал из-за стола и сказал: «Вы можете смеяться над тем, кто написал эту книгу. Вы можете смеяться над тем, как она написана. Но я никогда и никому не позволю смеяться над теми, о ком эта книга написана. Мы с матерью там были. Это было очень страшно. Люди совершали подвиг во имя Родины. Вон из моего дома. За моим столом не могут сидеть люди, не уважающие подвиг своих предков». В качестве алмазов были использованы банки с вареньем, которое медленно стекало со стен.
http://maxpark.com/community/4502/content/1730179 - продолжение
Комментарии
Переписываемся, созваниваемся, у многих внуки, у меня есть подружка, которой 22 года- исключительная девочка, сейчас беременна, хочет, чтобы я кумой была!
Есть несколько военных, есть очень справедливый журналист....
Ну как так можно говорить, что таких нет??????????
Комментарий удален модератором
Так вот, скажу вам как на духу, может он и хорошо служил, а как человек .... про таких по правилам или хорошее говорят или ничего... Так что ничего и не скажу... (
Так вот и по поводу статьи - подвиги надо совершать в бою или на работе, а дома семью строить ... последнее дело.
Очень уважаемые принципы - и с приданным, и с персональной машиной. И то, что детишек к тёплому местечку не пристраивал, достойно уважения! Дети выросли уважаемыми людьми, а главное, уважающими себя - это дорогого стоит.
А то, что резкий - ну так работа такая, точнее, служба, да и время такое было.
Низкий поклон.
Комментарий удален модератором
Замечательный у тебя папа был- сильный очень человек, сильный мудростью своей, убеждениями. И мама конечно ему под стать. Теперь я понимаю, почему мы с тобой- как сказал Марк обо мне-"пионерское детство где-то играет"Да, играет. Уверенность в том, что воспитывали нас правильно, что у нас были высокие идеалы, что мы учиться хотели по- настоящему, чтобы знания были, а не диплом, что мы любили, не просчитывая зарплату избранника....
Отдельное спасибище- за мою память!!!!!!!!!Я больше 40 лет не помнила- а сейчас будто по башке- папа умер, мне было 7, но я вспоминаю, что каждые выходные он в ванной в темноте печатал фотографии- на пол- ванной сделал раскладной столик, стоял огромный аппарат, ванночки, щели в ванной снаружи мама занавешивала одеялом, папа брал меня с собой- и во время процесса выходить было нельзя...
И ещё красная лампа была....Буду вечером звонить маме- расспрашивать....
Но твой папа лично у меня вызвал неприятие. И жалость к тебе, твоим сестрам и особенно твоей маме.
Не такая работа у замполита в мирное время (подчеркиваю - в мирное), чтобы оправдать его деспотизм и самодурство в семье.
Видимо, Брежнев (а он был далеко не глупым человеком) что-то такое понял в твоем отце, что решил его притормозить в служебном росте.
А ты - молодец!
(Вот так, примерно, оправдывается название нашего сообщества - называть вещи своими именами, кто как их видит...;-)
Комментарий удален модератором
Отец был помощником по комсомолу в политуправлении армии (по-моему), начальником которого был Брежнев. В академию его не отпустили тогда. А служил он в Западной Украине...Мне мама рассказывала (она тоже фронтовичка), что там война продолжалась еще долго... Вот и не отпускали людей...Но продолжали хоронить...
Папа был очень вспыльчивым только дома. Это я знаю точно по рассказам его сослуживцев. Спрашивала на поминках...
Причину объяснила мама: в Керченском десанте папа получил сильнейшую контузию, когда снаряд попал в катер, на котором они шли... Друг его спас: привязал ремнями себя и папу к обломкам катера...Трое суток они были в холодной воде...нашли, когда искали какого-то начальника... Уже почти неживых... Вот после этого и было у папы такое - заведется, долбанет чем-то, а потом снова спокойный, извинения просит...Не всегда, конечно....
Карьера нормальная была у отца... Генералом не стал... Хотя должность была очень солидная...
Прочитай продолжение, пожалуйста. Разместила...
Интересно узнать твое мнение.
Да, причина - контузия, - лежала на поверхности, это понятно.
Как и то, что в Западной Украине проблемы были до войны, во время войны и после войны.
Мне с 1975 по 1978 год довелось служить там - Ровно, Владимир-Волынский, Рава Русская, Стрый, Самбор, Броды, Тернополь, Львув...
Но!
1. Ваш отец служил не в НКВД, пограничниках, а в ПВО - "за тремя рядами колючей проволоки". Т.е. в достаточной безопасности от остатков бандеровских и прочих банд.
2. Ничто не может оправдать деспотизм и самодурство по отношению к родным детям, тем более девочкам.
По сути, он грубо менял ваши жизненные планы, а в случае с Луизой, возможно, лишил её счастья.
То, что женщины обсуждали вопрос приданого - не стоило абсолютно отмененной свадьбы.
Извини, прочитав и продолжение, мнение свое не изменил...
А ты - умница!..
)
Обиды у меня были на папу. Но, став взрослой, многое поняв, простила его за несдержанность. А вот благодарность была, есть и будет. И уважение тоже. Потому что был безупречно честен, работу любил до фанатизма... И поверь - его уважали мужики и обожали женщины. А уж все наши друзья с братом просто обожали отца - так играл снами, так рассказывал нам, так умел организовать, что редко в каком доме так отцы относились к друзьям своих детей......Все... не могу больше...Прости...
По понедельникам в 9:00 он проводил "планерку" - собирал начальников цехов, начальников служб и КБ. Слушал доклады, сверял планы... и, если все проходило гладко и ни к чему нельзя было придраться - то достаточно было увидеть "неправильное" выражение лица кого-либо. Главный начинал кипятиться, орать, брызгать слюной, далее шел мат и, как катарсис - он срывал с себя очки и с размаху расшибал об пол!
Такая картина происходила каждый понедельник в течение 17-и лет его службы.
Не правда ли - "небо в алмазах"?
Может я не прав, но... человек, руководящий работник, мужчина наконец, просто обязан владеть своими эмоциями В ЛЮБОЙ жизненной ситуации, находить правильные и убедительные слова и не превращаться в..... сами, наверное, понимаете что.
У меня в детстве была подружка - дочка сначала главного инженера, а потом и директора большого завода. Не армия, конечно, но производство тоже дело серьезное. Она у меня нередко бывала, и я у них часто толклась в гостях. Так вот, отец у них в семье был возведен на недосягаемую высоту, дети перед ним преклонялись, но всем домашним укладом заправляла мама. Не могу даже вообразить себе, чтобы он при детях позволил себе на нее орать.
Подружку крайне скромно одевали и строго наказывали за малейшие прегрешения (опоздание с прогулки или не очень удачные оценки). Гулять могли не отпустить или доза домашней работы увеличивалась, но орать у них в семье было не принято. Пререкаться дети не смели (у подружки еще младший брат был), но и с ними обращались подчеркнуто корректно.
Но больше всего понравился рассказ о горошке!)) Вот так должны отцы стоять за своих дочерей! А то сейчас ( а идет ,наверное, с того времени,)- лишь бы взяли доченьку. Дочь, да еще хорошая, трудолюбивая, - ПОДАРОК для мужа!
Спасибо,Наташа! Очень много ++++++++++
Хочется сказать о другом. Вот уже 25 лет нам со времен горбачевщины талдычат "интеллигенты" и "либералы" "нового мЫшления" о нашей беспросветной совковой жизни за ЖЕЛЕЗНЫМ ЗАНАВЕСОМ в ТОТАЛИТАРНОМ режиме...
И нынешнему человеку, молодому, нужно чаще и настойчивее раскрывать всю правду на примерах простых житейских судеб сотен миллионов Советских людей ( в противовес СМИ и ТВ ГУЛАГовскому кошмару)
Пишите, друзья, не стесняйтесь, пишите о своей семь, о судьбах и жизни в нашей прекрасной Советской Стране.