Павел Кудюкин: Европа разных скоростей

На модерации Отложенный

Краткий анализ стран Евросоюза, разных скоростей их развития и взаимоотношений стран внутри.

Павел Кудюкин, российский политик, историк: 

Когда говорим о Евросоюзе, всё-таки, чаще всего имеем в виду так называемые старые страны - члены Евросоюза. Его ядро - шестёрка, которая в своё время создавала ещё общий рынок европейский.

 Потом - более поздние присоединившиеся страны, опять-таки, достаточно высокого уровня развития: Великобритания, Швеция с Данией, Финляндия, южные европейские страны, которые сейчас особенно на слуху в связи с кризисом, особенно Греция. И немножко забываем о том, что, вообще-то, в конце 90-х - в течение 2000-х годов к Евросоюзу присоединилась большая группа стран - наши бывшие товарищи по социалистическому лагерю. Не только даже страны Центральной и Восточной Европы - Польша, Чехия, Словакия, Словения (первая из государств, возникших на развалинах Югославии), Румыния, Болгария, но и бывшие союзные республики - прибалтийские государства. Они тоже уже давно - члены Европейского Союза.

Тоже интересный вопрос. Вот действительно - страны присоединились. Они заведомо слабее, чем старые страны. В своё время году в 1995-м на международной конференции был с грустью задан вопрос одним из европейских деятелей: «Ну как мы можем их присоединить, когда их всех совокупный валовой внутренний продукт равен ВВП одних только Нидерландов - далеко не самой крупной, не самой мощной экономически страны Европейского Союза». Тем не менее, присоединили.

В чём интерес центральных и восточных европейских стран - новых членов Европейского Союза? Ну, прежде всего Европейский Союз - это довольно мощный фонд регионального выравнивания. Вот присоединяется менее развитая страна, и в неё начинают закачивать деньги. Скажем, собирают налоги в Германии, Франции, Великобритании, в том же Бенилюксе, в скандинавских странах - и направляют их в Польшу, Румынию. Для чего? Прежде всего, для развития инфраструктуры.

 Я вот не так давно был на конференции в Польше и обратил внимание: дорога из аэропорта вроцлавского в сторону Одры вполне европейского качества. Вот дорога с замечательным мостом через Одру. Я, конечно, спрашиваю: «Это что – она на деньги Евросоюза построена?» - «Да,- говорят,- на деньги Евросоюза. Вот у нас уже почти построена, вот-вот должны пустить трассу Гданьск - Варшава, а потом её продлить до Праги. Планируется дорога между столицами Прибалтики, опять-таки, с выходом на Польшу, которая от Таллина и по всей Прибалтике пройдёт». Инфраструктура.

 Инфраструктура - это какая вещь? Это не просто дорога сама по себе, а это значит: нанимаем рабочую силу, ей платим; значит люди пойдут на рынок покупать товары; это спрос на стройматериалы, на металлоконструкции, на бетон, на щебёнку и так далее. Т.е. это прекрасный такой толчок для развития местных экономик.

 Мы, кстати, обнаруживаем очень интересную вещь. Скажем, та же Польша была единственной страной Евросоюза, у которой во время кризиса 2008-2009 годов не было спада. Они, всё-таки, удержались в плюсе. Как сами поляки - отчасти иронически, отчасти с гордостью - говорят: «Мы стали для Германии чем-то вроде как Китай для всего мира».

 Т.е. действительно вдруг Польша, которая даже в совете экономической взаимопомощи статистически была далеко не самая развитая, вдруг начала показывать очень неплохие показатели по промышленному развитию. Я бы даже сказал, что очень обидно для нас - уровень добавленной стоимости на душу населения в Польше в несколько раз превосходит то, что производится в российской промышленности.

 Опять-таки, нам иногда задают вопрос, будут ли они переходить на евро. Не торопятся разумные страны переходить на евро. И в том числе, я думаю, что нынешний греческий кризис показал, как опасно это преждевременно делать. Потому что получается, что при слишком больших разрывах в уровнях экономического развития единая валюта становится скорее вредной, чем полезной.

 Да, наверное, можно, в Европе было бы ввести несколько зон единых валют, но разных. Т.е., скажем, для Франции, Германии и того же Бенилюкса, наверное, евро работал бы замечательно, для Скандинавии, но в Скандинавии – характерно - только Финляндия перешла на евро. Швеция и Дания пока что сидят на своих кронах. Причём Финляндия тоже очень недовольна тем, что они в зону евро вошли. А в результате получается, что значительная часть их национального дохода - это долги Южной Европы: той же Греции, той же Испании с Португалией, той же Италии. Т.е. их долги очень ненадёжны.

Получается, что они как бы финансируют эти страны. Финляндия (вот об этом как-то у нас меньше было известно) раньше, чем Греция начала так всерьёз обсуждать вопрос о выходе из Еврозоны по другим основаниям: не потому, что глубокий кризис, а потому, что получается - не хотят финансировать. Но в целом – да, сейчас для стран Центральной и Восточной Европы, конечно, очень болезненная проблема - то, что Евросоюз никак не может принять свой бюджет.

 Опять-таки, этот бюджет для них - тоже очень существенное подспорье в решении их экономических проблем. Почему? Опять-таки, вот Великобритания упёрлась. Говорит: «А мы не хотим за счёт своих налогоплательщиков финансировать вот этих вот больных ребят, будь то Греция или Центральная и Восточная Европа». Упёрлись и не хотят увеличивать бюджет.

 Естественно, во всём Евросоюзе существуют серьёзные проблемы. Они достаточно серьёзны в Центральной и Восточной Европе, во многом как бы разнонаправленные, и политические идут процессы. То, что где-то побеждают на выборах, скорее, консервативно-либеральные партии, а где-то происходит сдвиг влево. Ну, достаточно относительно, потому, что не только, опять же, в старой Европе - в той же Франции, где победил Аланд на президентских выборах, и потом левые победили на прорыве. Но вот в Словении президентом был избран представитель социал-демократов. Т.е. тоже некоторое недовольство вот этими вот кризисными явлениями проявляется и в такой форме.

 Понятно, что вряд ли это будет означать какие-то очень серьёзные сдвиги в политике. В общем-то, колебания там не очень большие, но в той же Словении мы наблюдали довольно массовые волнения совершенно недавно. Т.е. это тоже показатель, что кризис в разной степени захватывает разные страны Евросоюза - старые и средние, и новые. С этой точки зрения Евросоюзу явно придётся очень серьёзно перестраивать свою политику. Они пытаются это делать как-то на ходу, пока не очень удачно.

Но придётся задумываться о каких-то очень серьёзных радикальных изменениях, в том числе и с пониманием, что двигаться придётся с разными скоростями. Вот эта Европа разных скоростей опять становится вполне актуальным лозунгом. Но, в принципе, в целом количество евроскептиков явно уменьшается. Т.е. в Евросоюзе может быть не очень нравится, но привыкли уже. Хотя и жалоб много, что да - там традиционные отрасли экономики очень часто начали разрушаться. Вот в Польше, вроде бы, хорошо: промышленность начала развиваться. А вот в Румынии жалуются, что сельское хозяйство умирает.

 Так что всё достаточно противоречиво и сложно. Но, в общем, с другой стороны, и некатастрофично, несмотря на то, как это может выглядеть, несмотря на призму той же Греции. Я думаю, что каким-то образом выкарабкаются. Не исключено, что через потрясение, но выкарабкаются