"Богатенькая Литва".

На модерации Отложенный

Литва еще не успела полностью утрясти все вопросы с новым правительством, как появился повод для большого переполоха. Белорусские власти пощекотали нервы литовским депутатам, объявив, что перебросят свои экспортные грузы с портов стран Прибалтики в терминалы Ленинградской области. Парламентарии заметно засуетились.


Европарламентарий Витаутас Ландсбергис и глава оборонного ведомства Раса Юкнявичене дружно кинулись «молиться за белорусских политзаключенных». Министр иностранных дел Аудронюс Ажубалис немедля заподозрил политическую подоплеку в этой «недружественной акции» со стороны белорусского руководства. Мол, мстит белорусский президент. Впрочем, есть за что. Кому польстит вечное сование длинного носа не в свои внутриполитические дела? Да и за плюшевый десант Литва как-то должна ответить.

А вот рассудительный министр коммуникаций и транспорта Элигиюс Масюлис попытался успокоить общественность, заявив, что у Литвы много преимуществ, и даже если Беларусь покинет порт Клайпеды, то большой трагедии от этого не будет. Однако экономические показатели идут в разрез с мнением министра. В прошлом году на долю порта Клайпеды выпало 36 миллионов тонн грузов. Столько разово терминал не переваливал за все годы своего существования. Треть, или 12 миллионов, грузооборота заняли поставки из Беларуси: прежде всего — минеральные удобрения, а также нефтепродукты, контейнеры, трейлеры и другая колесная техника. Аналогичный экономический расклад наблюдался и в 2012 году.

Кроме морских портов, в процессе экспорта плотно участвует и железная дорога. Белорусские хоперы ежегодно перевозят более шести миллионов тонн минеральных удобрений. И с этого транзита за каждый тонно-километр Литва получает прибыль. Официально подсчитано, что грузы соседней страны дают работу двенадцати тысячам литовцам, а доходы от перевалки достигают трёх миллиардов долларов в год!

Артурас Друнгилас, директор Клайпедского порта по маркетингу считает, что потеря грузов с белорусского направления сведет на нет реализацию таких проектов, как сооружение глубоководного порта.

Бизнесмен уверен, не будет не только денег, но и отпадёт надобность в новом терминале вообще, поскольку с трудом удастся загрузить даже имеющиеся мощности.

Немного успокаивает литовских логистов лишь факт того, что конкурирующие за белорусские грузы порты столкнутся с нехваткой инфраструктуры, а это позволит на некоторое время отсрочить отток с белорусского направления. Однако и эта проблема не будет решаться вечно. Правительство России вкладывает огромные средства в развитие своих портов, понимая всю перспективность транзитного бизнеса. Взять, к примеру, хотя бы комплекс в Усть-Луге, который развивается просто невиданными в мировой практике темпами. В перспективе он рассчитан на перевалку 190 миллионов тонн, что поставит его в ряд мировых гигантов наравне с признанными лидерами Сингапуром и Роттердамом. Тут года через два будет достаточно места и для размещения терминала для белорусских товаров.

Литве же за это крайне короткое время стройки российских портов придется найти замену белорусским грузам, что в условиях общеевропейского кризиса будет сделать крайне сложно. Об этом свидетельствует статистика: средняя загрузка крупнейших европейских портов едва достигает 70 процентов. «Опустение» Клайпедского порта лишь снизит эти и без того неоптимистичные показатели. Для Литвы же потеря 12 миллионов тонн грузов будет сродни катастрофе.

Поэтому сложно согласиться с оптимизмом литовского министра Масюлиса в том, что невелика потеря. Конечно, ущерб от этого будет «не смертельным», он всего лишь заметно скажется на доходах государства и транспортников, а еще увеличит и без того высокую безработицу. Неужели и это – мелочи для «богатенькой», как Буратино, Литвы? Впрочем, они могут стать хорошим уроком для литовских чиновников, выступающих с антибелорусской риторикой…