НОСТАЛЬГИЯ ПО ВЕЛИКОМУ

Страдаю – без великого.

Невеликую деятельность я, конечно, тоже не отвергаю, но –  лишь в силу крайней необходимости.

Не терпит больше душа ничего мелкого, обыденного, проходного: ни дел, ни разговоров, ни фигур, особенно на великих поприщах.

Сам в великаны, увы, не вышел, такая же, как большинство, мошка, а вот признаю теперь только масштабность.

Чту – только такие деяния.

Ценю – только такие мысли.

Даже страны стараюсь посещать –  только великие, чтобы было где душе разгуляться. А во всякие там Швейцарии,  Бельгии, Люксембурги – ни ногой!

Кругом все чего-то хвалят, премируют, величают кого не лень аж этим самым словом – а я лишь усмехаюсь: я-то знаю, что это не великое, сколько ни называй. Всё это, может, и мило, и недурственно, и даровито,  но – не оно. Бывает, даже похоже, приближается, но нет того сияния.

А если без сияния – то зачем вообще такое нужно?

И другим этот мой взгляд высокомерный на жизнь все время навязываю.

Люди мне – о насущном: о зарплатах, пенсиях, прочей бытовщине – а я им о героях, гениях, победах духа…

Они мне –  об актуальном: выборах, всяких там рокировках, рейтингах  – а я им, как древний дед, великие примеры из прошлого вытягиваю. Вот, мол, какие крупные деятели и дела раньше были – без всяких рейтингов.

А иной раз прямо так своему собеседнику в глаза и выпаливаю: «Ну, вот что ты конкретно великого в жизни сделал, кроме того, что домину каменную себе отгрохал?» – Люди, понятно, пятятся, думают, что  какой-то провокатор, налоговик… 

Я даже женщин моих на это дело подбиваю. Говорю им: «Что вы всё на кухне возитесь?! Поучились бы, к примеру,  у Жанны Д`Арк! Ее хоть и сожгли, а до сих пор – воображение будоражит…»

Кто-то говорит, что это у меня сдвиг такой, великомания называется – когда только большое любят, даже баб и тех покрупнее предпочитают. 

Кто-то заявил, что я просто сволочь снобистская – раз маленьких людей не уважаю.

А я не обижаюсь: мысли невеликих меня не волнуют – я вон еще и Платона не всего осилил, чтобы на всякие глупости размениваться.

Лучше бы вот что объяснили мне, дорогие современники: почему раньше столько всяких глыб и титанов было – а теперь ни по одному телеканалу не видно? Куда они все подевались? Общий умственный уровень вроде поднимается, а лица выдающиеся  явно деградируют. Что им мешает: климат, наши свободы, телевидение, налоги, плохие законы? Или какой-то вирус завистливый их тихо мельчит? –  вот о чем надо думать нашим условным величинам. 

Да и вообще… Где наши могучие стройки, прорывы, рекорды – когда чертовски хотелось жить и работать?

Не нравится то великое – ну, а где другое-то, новое?

Или это теперь философия у нас такая, негласная стратегия  свыше – ничего великого больше не совершать? Хватит – навеличились! Лучше подальше от этого – так оно понадежнее будет… У нас ведь что ни великий во власти – то душегуб; что ни масштабно-историческое – то с теми же жертвами. Иной раз даже не знаешь: чего там больше – величия или крови? славы или дутого мифа?

Лучше уж так: помаленечку, аккуратненько, а то и вовсе никак – лишь бы не напортачить чего-нибудь в крупных размерах. Ну его, это великое –  сколько можно бить себя попусту гордо в грудь!?

Пора, наконец, разумно взглянуть на наши скромные возможности – и соответственно смирно себя позиционировать. Честно признать, что не великие мы, не атланты, а так себе, скорее наблюдатели за ними, чтобы они не слишком нахальничали... –  Не так, что ли?

А я тут со своей великоманией лезу, никак не привыкну к этой нашей невеликой теперь миссии.

Не поворачивается язык сказать: что мы –  как все, ничем особо не выделяемся, и любой мелкий монстр может позволить себе рыгнуть в нашу сторону, а мы только мило отшутимся.

Не смирюсь никак с этим нашим новым статусом: что мы – где-то там, на сто каком-то месте, или пусть даже на почетном четвертом… Я ведь и революцию Октябрьскую за то уважаю, что были мы тогда на всей планете неразумно первыми.

Ни за что не поверю, что мы –  хоть в чем-то и не лучшие?!

А… наш хоккей? А наши ученые, умотавшие за рубеж? А наши миллиардеры, в конце концов, их же больше всех других в «Форбсе»? А наша история, культура прошлая?..

Конечно, лучшие…