Мало кто знает, что на одном из участков фронта решающую роль сыграли русские пушки, изготовленные на Императорском орудийном заводе в Перми еще в 1877 году. А было это на участке обороны Солнечногорск - Красная Поляна, где сражалась обескровленная долгими боями 16-я армия под командованием Константина Рокоссовского.

К. К. Рокоссовский обратился к Г. К. Жукову с просьбой о срочной помощи противотанковой артиллерией. Однако ее у командующего фронтом в резерве уже не было. Запрос дошел до Верховного Главнокомандующего. Реакция Сталина была незамедлительной: "У меня тоже нет резервов противотанковой артиллерии. Но в Москве есть Военная артиллерийская академия имени Ф. Э. Дзержинского. Там много опытных артиллеристов. Пусть они подумают и в течение суток доложат о возможном решении проблемы".
Действительно, еще в 1938 году из Ленинграда в Москву была переведена артиллерийская академия, основанная в 1820 году. Но в октябре 1941 года она была эвакуирована в Самарканд. В Москве осталось лишь около сотни офицеров и служащих. Учебная артиллерия также была вывезена в Самарканд. Но приказ требовалось выполнить.
Помог счастливый случай. В академии работал пожилой человек, который хорошо знал местоположения артиллерийских арсеналов в Москве и в ближайшем Подмосковье, где были законсервированы изношенные и очень старые артиллерийские системы, снаряды и снаряжение к ним. Можно только сожалеть, что время не сохранило имя этого человека и имена всех других сотрудников академии, которые в течение суток выполнили приказ и сформировали несколько огневых батарей противотанковой обороны большой мощности.

Для борьбы с германскими средними танками подобрали старые осадные орудия калибра 6 дюймов, которые использовались еще при освобождении Болгарии от турецкого ига, а позже в Русско-японской войне 1904-1905 гг. После окончания ее по причине сильной изношенности стволов орудия эти доставили на Мытищинский арсенал, где они хранились в законсервированном виде. Стрельба из них была небезопасна, но 5-7 выстрелов они еще могли выдержать.
Что касается снарядов, то на Сокольническом артиллерийском складе имелись в большом количестве трофейные английские осколочно-фугасные снаряды фирмы "Виккерс" калибра 6 дюймов и массой 100 футов, то есть чуть более 40 килограммов. Там же были капсюли и пороховые заряды, отбитые в Гражданскую войну у американцев. Все это имущество хранилось с 1919 года настолько аккуратно, что вполне могло использоваться по прямому назначению.
Вскоре было сформировано несколько огневых батарей тяжелой противотанковой артиллерии. Командирами стали слушатели академии и офицеры, присланные из военкоматов, а прислугой - красноармейцы и ученики 8-10-х классов московских специальных артиллерийских школ. Орудия не имели прицелов, поэтому было решено стрелять только прямой наводкой, наводя их на цель через ствол. Для удобства стрельбы орудия врыли в землю по ступицы деревянных колес.
Германские танки появились внезапно. Первые выстрелы орудийные расчеты сделали с дистанции 500-600 м. Германские танкисты вначале приняли разрывы снарядов за действие противотанковых мин. Судя по всему, "мины" обладали очень большой силой. В случае разрыва 40-килограммового снаряда вблизи танка последний переворачивался набок или становился на попа. Но вскоре стало ясно, что в упор бьют из пушек. Попадание снаряда в башню срывало ее и отбрасывало на десятки метров в сторону. А если 6-дюймовый снаряд осадной пушки попадал в лоб корпуса, то он проходил танк насквозь, круша все на своем пути.
Немецкие танкисты пришли в ужас - подобного они не ожидали. Потеряв роту, танковый батальон отступил. Германское командование посчитало происшествие случайностью и направило другой батальон иным путем, где он также напоролся на противотанковую засаду. Немцы решили, что русские применяют какое-то новое противотанковое оружие невиданной ранее мощи. Наступление противника было приостановлено, наверное, для уточнения обстановки.
В конечном итоге, армия Рокоссовского выиграла на этом участке фронта несколько суток, в течение которых прибыло пополнение, и фронт стабилизировался. 5 декабря 1941 года наши войска перешли в контрнаступление и погнали фашистов на Запад. Получается, что Победа 45-го года хоть в малой степени, но ковалась русскими оружейных дел мастерами еще в XIX веке.
Комментарии
(Песня из к/ф "В шесть часов вечера после войны", 1944 г.)
Музыка Г. ХРЕННИКОВА
Слова В. ГУСЕВА
Исполняет М.РЕЙЗЕН.
Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой,
Идем мы в смертный бой за честь родной страны.
Пылают города, охваченные дымом,
Гремит в седых лесах суровый бог войны.
Припев:
Артиллеристы, Сталин дал приказ,
Артиллеристы, зовет Отчизна нас,
Из сотен грозных батарей
За слезы наших матерей,
За нашу Родину - огонь! Огонь!
Узнай, родная мать, узнай, жена-подруга,
Узнай, далекий дом и вся моя семья,
Что бьет и жжет врага стальная наша вьюга,
Что волю мы несем в родимые края.
Припев.
Пробьет победы час, придет конец похода,
Но прежде, чем уйти к домам своим родным,
В честь Родины своей, в честь нашего народа
Мы радостный салют в полночный час дадим.
Припев.
1944
Общие потери всех частей 4-й танковой дивизии ( а именно она участвовала во взятии Кричева) составили 1 убитый и 2 раненных. Их имена известны.
Потери танков в дивизии в ЖБД не зафиксированы. Они вообще в том бою у Сокольничей не участвовали.
Что касается Н. Сиротинина, он вооще из другой части. Сиротинин служил в 55-м стрелковом полку 17 СД. Эта дивизия уже 27 июня была окружена в р-не Лиды.
этот мир людей, которым ясен их путь. Эти люди воевали
за мир, окрыленные твердой верой в будущее. Во вре-
мя войны я видел, что советские люди умеют не только
переживать трудности, не падая духом, но и одерживать
блестящие победы в борьбе за независимость своей
страны. Теперь я вижу, что они умеют так же героически
трудиться в дни мира, как они сражались в дни войны.
Через несколько месяцев после окончания войны я
побывал в одной украинской деревне. Демобилизован-
ные бойцы, участники Сталинградской битвы, вернулись
сюда из Берлина на грузовиках, на бортах которых было
написано: «Мы победили». Теперь они работали на по-
лях. Это были такие же люди, каких я встречал в Сталин-
граде, работавшие с той же суровой решимостью, с ка-
кой они сражались, и так же веселившиеся после рабо-
ты, как пели они свои песни после боя. ( "подлость союзников как запад предавал Сталина" Бюкар, Паркер)
.
Из-низкой скорострельности 6-ти дюймовки для борьбы с танками не могли быть применены.
Даже у СУ-152 были те же проблемы.
Скорострельность ПТО 15-20 выстрелов в минуту.
Плюс настильная траектория снаряда.
Иначе фиг попадешь.
Статья производит впечатление лажи.
в некоторых тактических условиях - вполне возможно.
к примеру выход танков из дефиле, с затрудненностью маневра. а именно такая ситуация в лесисто-болотистой местности Подмосковья была...
и можно держать даже с низкой стролельностью и слабых горизонтальных углах наводки колонну противника. как минимум, до подавления огневой позиции.
а это даже с немецкой организацией взимодействия сил - часок времени и до 30 выстрелов по противнику
После первого же выстрела выстрела 6 дм орудия его позицию можно увидать в расстояния 2 км (не меньше).
Теперь посчитайте за сколько времени танки засыпят фугвсами огневые позиции батареи.
.
Эти пушки можно применять в закрытых позициях для отсечного огня или по колоннам за 3-5 км.
А танки, они всегда первые в колоннах и по дорогах идут. Чтобы все засады и минные поля именно им достались. Затем артиллерия на конной тяге. А уж потом пехота на грузовиках, крадшютцеты на мотоциклах и, как всегда последние, - дозорные разведгруппы.
да и не всякая такая позиция - может бытьь поражена огнем с танка :)))
вариантов тактических решения в данном случае - масса.
1. попадания по танку 6дм снаряда - гарнтированный гробик. А дальше.. гробик надо обьехать :)))) и непонятно, что с ним произошло... то ли на мине подорвался, то ли подбили... второй - выползать в любом случае будет медленно :))) и подставится под огонь... а тут еще воронки по 3м диаметром от такого снаряда на пути
2. разделить батарею на отвлекающую и основную позиции.
в результате "стрелки фугасами" концентрируются на подавлении ложной, и огребают от оставшихся 3х орудий по полной
статья из мне кажется фантазийной
к примеру, между позициями - болотце :)))
или - минное поле :))
в этом и состоит военное искусство: использовать средства противодействия так, чтоб нивелировать превосходство противника и максимально использовать сильные стороны своих войск
а если учесть что 152мм снаряд гарантированно уничтожал любой немецкий танк 1941года не только при прямом попадании в любую точку, но и при близком, до 1м разрыве....
так что Крысеныш - пусть довольствуется мебельщиком и пожарником