«Свой среди чужих, чужой среди своих». Как создавался лучший фильм Никиты Михалкова
На модерации
Отложенный
В основе этого лихого приключенческого кино, как ни странно, лежат вполне реальные события.
Соавтор сценария Эдуард Володарский однажды прочел статью об эшелоне с золотом, за которое в Гражданскую войну сражались красные и белые.
Потом это золото якобы вошло в «золотой запас» СССР.
Под впечатлением от этой истории Володарский с Никитой Михалковым написали приключенческую повесть «Полмиллиона вплавь, пешком и волоком».
И в Госкино авторам дали добро на ее экранизацию.
Подготовка к съемкам шла уже полным ходом.
Но тут случилось непредвиденное. Молодой режиссер ушел в армию. Факт сам по себе весьма примечательный.
Вот вы можете сегодня представить сына кого-нибудь престижного литератора, который отправился бы служить?
А сын Сергея Михалкова сделал это добровольно.
После окончания режиссерского факультета ВГИКа, в возрасте 27 лет, будучи уже известным человеком.
Более того, он служил на Камчатке, на подводном флоте.
И военное начальство не делало ему никаких поблажек.
После возвращения Никита Сергеевича в Москву, подготовка к съемкам возобновилась. Михалков попросил на «Мосфильме» фирменную цветную пленку.
Но такая пленка в то время была настоящим раритетом. Молодому режиссеру выдали ее очень немного.
Поэтому часть кинокартины снимали в черно-белом цвете. На мой взгляд, фильму это пошло лишь на пользу.
Кино получилось очень стильным, почти арт-хаусным.
Непосредственно работа над фильмом стартовала летом 1973 года.
Некоторые эпизоды снимали в студийных павильонах. Сцены, как провожали красноармейцев – в Московской области.
Основные же съемки проходили в Чечено-Ингушетии.
Когда кинематографисты пожаловали в Чечню, у них возник конфликт с горячими кавказскими джигитами.
Но участники съемочной группы не растерялись и выяснили отношения на кулаках – буквально стенка на стенку.
Москвичей тогда сильно помяли. Но киношники показали свою стойкость и мужество.
И местная братия их зауважала. Население с удовольствием записывалось в массовку. Например, банда атамана Брылева в фильме – это были сплошь местные жители.
Причем, многие приносили на съемочную площадку собственное оружие. А в сцене с ограблением поезда все изъявили желание стать разбойниками.
Впрочем, эту фееричную экшен-сцену потом переснимали заново. Отснятый материал оказался испорченным.
Пришлось поздней осенью приезжать в Баку и работать там. А в Чечне к тому времени уже повалил снег.
Атамана Брылева Никита Михалков с самого начала писал для самого себя. Режиссер очень любил, модные тогда итальянские вестерны.
Под впечатлением от зарубежного кино он придумал для своего героя стильный наряд, буржуазные черты и повадки.
В итоге его антагонист понравился и цензорам, и кинокритикам, и особенно зрителям. Впоследствии такие обаятельные злодеи часто станут встречаться в фильмографии Никиты Сергеевича.
На роли других персонажей режиссер пригласил малоизвестных тогда актеров: Константина Райкина, Александра Кайдановского, Александра Пороховщикова, Сергея Шакурова, Александра Калягина.
Самым известным в этой пестрой компании считался разве что Анатолий Солоницын.
Для Юрия Богатырева же роль главного героя Шилова вообще стала вторым появлением на большом экране.
Актер потом не раз будет сниматься у Никиты Сергеевича и станет для него своеобразным творческим талисманом.
Как по мне, так все свои лучшие роли Юрий Георгиевич сыграл именно в фильмах Михалкова.
Интересно, что на самом деле Богатырев был абсолютно равнодушен к спорту и имел склонность к полноте.
Но чтобы подготовиться к роли, лучше войти в образ чекиста, артист добросовестно обучался ездить верхом, учился стрелять, часами пропадал в спортзале.
В результате сбросил лишние килограммы.
И в фильме выглядел стройным и подтянутым. А многие трюки выполнял самостоятельно.
Основная проблема была вовсе не в телосложении Богатырева.
В реальной жизни он оказался очень миролюбивым человеком.
Ботаником, как сейчас говорят. До этого фильма он даже ни разу не дрался по-настоящему.
Здесь же его герой должен был ударить по лицу персонажа Кайдановского.
У актера долго ничего не получалось.
В решающий момент он просто вставал как истукан.
Эпизод отсняли как надо лишь тогда, когда Михалков вышел из себя и наорал на актера.
А помните знаменитую сцену падения татарина Каюма в воду?
Этот сложнейший эпизод, когда Константин Райкин попадает с 12-метровой высоты в водоворот, снимали без дублеров.
Съемки происходили на реке Аргун.
Температура воды в горной реке была всего три градуса.
Глубина – около двух метров, а скорость течения – 12 м/c.
Стоило Райкину, потом и Богатыреву оказаться в воде, как их тут же подхватило течением.
Актерам еле удалось выгрести к берегу.
Эпизод сняли с одного дубля.
Но потом решили не рисковать и в сцене погони на плоту задействовали каскадеров.
"Ай, шайтан!"
https://youtu.be/FUehKpH5LJw
Во время работы над фильмом в личной жизни Михалкова произошли счастливые перемены.
Режиссер сыграл свадьбу с манекенщицей Татьяной Шигаевой.
Женщина приехала к нему в Чечню, и Никита Сергеевич придумал для нее крохотную роль – девушку мечты атамана.
Вместе с ней в кинокартине снялись художник Александр Адабашьян и оператор Павел Лебешев.
Оба стали свидетелями на их с Михалковым свадьбе.
А потом и Адабашьян сделал предложение художнице Екатерине Шадриной.
Женщина тоже сыграла в фильме небольшую роль.
Помните барышню, которая вместе с героями радовалась окончанию Гражданской войны?
Это и была Шадрина.
Композитор Эдуард Артемьев с ходу придумал к фильму фантастической красоты саундтрек. Михалков долго говорил с мэтром перед началом съемок.
С упоением рассказывал ему о своем замысле.
Про то, какой должна быть музыка в фильме.
Никита Сергеевич очень хотел, чтобы это была некая мелодия воспоминаний. Красивая, цепляющая и сентиментальная.
Артемьев настолько загорелся этой идеей, что пришел домой и тут же наиграл на рояле мотив, который до сих пор остается одним из самых узнаваемых в нашем кинематографе.
Когда я слышу эту потрясающую мелодию, то у меня непроизвольно подступает комок к горлу, и слезы наворачиваются на глаза.
И фильм здесь совершенно не причем. Мелодия прекрасна сама по себе.
https://youtu.be/nfyia--tYOo
С тех пор Михалков снял много фильмов. И хороших, и не очень. Еще больше – снимался как актер сам.
Но именно «Свой среди чужих, чужой среди своих» считается лучшей работой режиссера. Это действительно великое кино о настоящих людях.
Кино о мужской дружбе, чести, взаимовыручке и любви к Родине.
Обо всех тех понятиях, которые сегодня оказались забыты.
Свой среди чужих, чужой среди своих (FullHD, драма, реж. Никита Михалков, 1974 г.)
https://youtu.be/e0ECy37ayUw
Комментарии
Комментарий удален модератором