Путин призвал партию власти взять под контроль Счетную палату

На модерации Отложенный

Что я ожидал от послания президента Федеральному собранию РФ? Ничего особенного, поскольку российская бюрократическая машина давно уже не способна выдавать конструктивные идеи и тем более воплощать их в жизнь. Можно конечно обратить внимание на призыв Путина бороться с оффшорной экономикой. По его словам, 9 из 10 сделок с участием российского бизнеса не подпадают под российскую юрисдикцию. В переводе с птичьего языка это означает, что 90% российского бизнеса зарегистрировано в оффшорах и этот капитал де-юре является иностранным. Еще не до конца разобрались с бюрократией. Госчиновники, по словам Путина, по определению являются патриотами, а потому должны перевести свои зарубежные счета в Россию. Зал зааплодировал, «Но рано радуетесь - предупредил Путин, «это также касается депутатов и их родственников» (овации действительно поутихли).

Кто бы возражал против таких инициатив, но дальше деклараций дело вряд ли двинется. Помню, как в одном из посланий Путин обещал уже к 2007г. выйти на торговлю экспортной нефтью за рубли. Такой ход мог сильно укрепить нашу экономику. И что? Сейчас он уже об этом даже не помышляет. На мой взгляд, ежегодное послание президента носит скорее ритуальный характер, но есть и нюансы. Все ожидали развития темы коррупционных скандалов, поразивших Минобороны. Однако Путин остался верен себе и не склонен обобщать «отдельные нарушения», выявленные Счетной палатой при проверке деятельности «Оборонсервиса», «Роскосмоса», Минсельхоза и др. подведомственных правительству госструктур.

А вот саму Счетную палату и ее руководителя, похоже, ждут перемены. Тему коррупции можно закрыть двумя путями: выявить и посадить коррупционеров или нейтрализовать активность тех, кто борется с коррупционерами.

Похоже, ВВП пошел по второму пути. Этот вывод я сделал из следующего тезиса, прозвучавшего из уст президента. Он отметил не очень эффективную работу контролеров. В стране их почти миллион. Надо судить об их работе не по количеству проверок, а по результативности. Счетная палата могла бы работать лучше. Для этого формированием Счетной палаты должна заняться правящая партия, а руководители СП и аудиторы не должны занимать свою должность более двух сроков подряд.

Таким образом, Путин дал сигнал «Фас!» и депутаты от «Единой России», конечно, поняли, о чем и о ком идет речь.   Как это они упустили из вида такой административный ресурс? Госдума, Центризбирком, СМИ – все под контролем, а Счетная палата осталась сама по себе. Вот и получили череду коррупционных скандалов с «верными путинцами». Тот же Сердюков легко решил проблему борьбы с коррупцией в вереном ему ведомстве: просто взял и ликвидировал контрольно-финансовое управление. Нет контролеров – нет коррупции. Заминка вышла со Степашиным – «женский батальон» Сердюкова не смог отбиться от степашинских аудиторов, посмевших вторгнуться «в святая святых» министерства обороны. Но теперь после напутствия Путина депутаты-единороссы наверняка исправят ошибку и усилят партийное руководство главным контрольным органом страны, а Степашина по старой доброй традиции бросят на сельское хозяйство.

А может я ошибаюсь и Путин действительно хочет повысить эффективность работы огромной армии контролеров? Как хочется в это верить, но факты пока не дают оснований для таких надежд. Контролеры только проверяют и выявляют нарушения, а сажают другие органы. Где посадки? – журналисты уже устали задавать этот вопрос президенту.