Портфель тестя. Посвещена знатному хлеборобу Брянщины.

В силу жизненных обстоятельств в моих руках оказался старый оранжевого цвета, набитый бумагами, кожаный портфель тестя. Отца моей жены. Ну что, Стефан Данилович, дорогой, давай поговорим. Вот только подожди портфель, открою, бумаги разберу твои. Мы вместе вспомним все твое земное. Аккуратно пройдем по тропинке проложенной тобою, ничего не нарушив, и расскажем, как можем, другим. Ну, вот я так и знал, что не случайно ко мне портфель попал. Смотри, сегодня юбилей, сто лет как ты родился. Прими нижайший поклон полный благодарности и любви от дочерей и их мужей, от внуков и правнуков. Ты по-прежнему с нами, близок и дорог. Ты слушай. Я говорить буду. Я живой, я живу. Обещаю, мой голос не ослабнет, и не иссякнут слова.

А ты аккуратист, листок к листку сложил, жизни свидетелей твоей. Развяжем папку. Беру заполненный бланк личного листка по учету кадров. Крестьянин ты из многодетной украинской семьи. Коммунист с довоенным стажем. И рядом написана цифра 13185896, наверное, номер партийного билета. Опустим из разговора детство. А бывает ли детство вообще во времена революционных перемен? Вот вопрос на века.

Наступило долгожданное совершеннолетие. Молодой парень едет по вербовке (читай по контракту) на Дальний Восток работать рыбаком в рыболовецкой артели. Отработав положенные два года, возвратился на родную Черниговскую землю. Рыбаком дорогой Стефан Данилович не стал. Верх взяло крестьянское начало. С тех пор ты с орбиты «крестьянин» не сходил. Лишь при форс-мажорных обстоятельствах, как служба в Красной Армии и финская война, в которой тебе пришлось участвовать в качестве бойца-лыжника. Записи личного листка учета говорят о том, что тебе не раз приходилось быть курсантом, то на курсах трактористов – машинистов, то на курсах комбайнеров, затем курсы подготовки директоров Машинотракторных станций. Здесь вижу, что интересы твои и государства совпали. Страна нуждалась в толковых руководителях для села, а старшие товарищи видели в молодом парне толк.

На Уральской земле прошло становление тебя как стойкого крестьянина новой формации. От помощника комбайнера до директора МТС, структуры очень важной в сельскохозяйственном производстве того периода. Уральская нива свела тебя с женой Ксеньей Евлампиевной. В совхоз, где работал молодой комбайнер, приехала молодая агрономша Ксенья. И передовой комбайнер влюбился в нее безоглядно. Она всецело подчинила свою судьбу судьбе молодого мужа. На многие годы она стала для него агрономом совхоза, внештатным верным советником и помощником в работе, женою, хозяйкою и матерью трех дочерей. Да незавидна доля жен руководителей сельхозпредприятий послевоенных лет.    

Великая Отечественная война находилась в своем зените.

Однако многие районы уже были освобождены от оккупации фашистов. Туда-то Урал направлял специалистов на восстановление народного хозяйства. Ты попал в город Брянск. От ужаса разрухи, которую пришлось увидеть, выйдя на вокзальный перрон, тебе стало страшно. Признался ты позже. Быстро пришел в норму. Отыскал новое начальство, получил назначение и направился к месту работы. И потекли годы жизни и работы на Брянщине. Тихонько подошли к последней записи в трудовой книжке, - руководству плодоовощным совхозом «Стародубским». По результатам работы предприятия – это вершина Эверест! По душевному ощущению – это мелодия любви крестьянскому труду! Сказано без юбилейного пафоса. Действительно показатели развития хозяйства были впечатляющими. Не припомню такого года, чтобы сады не давали урожая. Во всей округе неурожай яблок, а в совхозе ветки ломаются от их обилия. Порою мне кажется, что будь у тебя больше свободы, то ты добился бы того, чтобы и на Марсе яблони цвели. Областная газета так писала: «Стефан Даниловича ценили! Совхоз был на взлете, люди работали с песнями, дети учились в школе. Еще надо сказать, сколько гектаров садов и ягодников посажено по его инициативе, какими были урожайность и надои молока, как лежал в столовой бесплатный хлеб. Семь лет «Стародубский» был участником ВДНХ в Москве, площадь под садами с 50 га выросла до 700, совхозу присвоено звание «Хозяйство высокой культуры земледелия». Стефан Данилович держал второе место в Союзе по урожайности плодов, уступая первенство лишь одному совхозу, что находился в субтропическом поясе Грузии».

На очереди фотография, тоже на тему села. Сфотографирована большая группа председателей колхозов и директоров совхозов, по- видимому, перед началом какого-то важного совещания. Со многими я хорошо знаком. Сельские руководители люди уникальной профессии. В большинстве своем представляют собой необыкновенный сплав природных дарований и силы характера, профессионализма и самобытности мышления, организаторского таланта и человеколюбия. Быть честными и открытыми перед людьми – их главное правило.

Стефан Данилович, в портфеле много осталось почетных грамот, дипломов разных степеней, значков и других, очень важных и не очень, наград за твой доблестный труд. Как быть? Хорошо. Пусть будет по-твоему. Никаких комментарий.

Зима нынче выдалась снежной. Все снегом замело, но твоя тропинка с вешками видна. Как знать, возможно, когда-то кем-то она возродится.