Свой первый автомат Калашников собрал... в паровозном депо!
65 лет назад знаменитый конструктор отечественного стрелкового оружия Михаил Калашников изобрел свой первый автомат - АК-47.
Но свою изобретательскую деятельность этот удивительный человек начал еще раньше. А свой первый автомат-пулемет, о котором мало кто знает, он придумал и собрал еще в годы Великой Отечественной войны. Об этой удивительной истории я узнал пять лет назад на встрече казанских журналистов с легендарным конструктором стрелкового оружия, лауреатом Сталинской премии, дважды Героем Социалистического Труда, почетным академиком 14 отечественных и зарубежных академий наук, генералом-лейтенантом Михаилом Калашниковым.
Сегодня мы публикуем его рассказ.
- Мы с вами добрые друзья и соседи: ведь я уже с 1948 года живу недалеко от Казани - в городе Ижевске. В том же году был принят на вооружение в Советской армии и первый образец моего автомата - АК-47. Я и сейчас в свои 87 лет продолжаю работать: являюсь главным конструктором стрелкового оружия нашего оборонного предприятия, президентом Союза российских оружейников. Не скрою, что после развала СССР, нам пришлось провести огромную работу для того, чтобы Россия вернула утраченные позиции на мировом рынке вооружений.
Теперь расскажу, с чего я начинал свою конструкторскую деятельность. Надо сказать, что я родился в далеком Алтайском крае, в нашей семье было 18 детей, из которых выжили шесть братьев и две сестры, которые и сегодня работают в сельском хозяйстве. Я один пошел по другим стопам, видно, бог дал мне талант конструктора. Если бы не война, я, наверное, создавал бы технику, облегчающую тяжелый крестьянский труд. Немцы виноваты в том, что я стал конструктором оружия. А началось все в армии, куда я был призван в 1939 году. Служил Киевском особом округе, в городе Стры, что в Западной Украине, был механиком-водителем танка. Там и началось мое изобретательство.
Сначала я изобрел прибор для измерения расхода топлива. Эта тема была очень актуальной: бензин в то время никто не учитывал, мы даже стирали в нем свое... обмундирование. Когда прибор был готов и прошел испытания, я отправил его на Всесоюзный конкурс военных изобретателей, который объявили в армии. А через некоторое время меня вызывают в Киев к командующему округом Георгию Жукову. Я конечно растерялся, но Георгий Константинович меня успокоил и похвалил:
- Вы показали хороший пример того, что не только ученые и конструкторы могут совершенствовать боевую технику, но и рядовые солдаты-патриоты. Этот прибор бы в Москву отправить, да уж больно неказист он с виду. Нельзя ли его довести до ума?
Я осмелел и сказал, что это возможно. По приказу командующего меня и мой прибор доставили в Киевское танковое техническое училище, где я за два месяца с помощью специалистов собрал еще два прибора, которые снова показали Жукову. В этот раз они ему понравились и он распорядился, чтобы мой прибор отправили на Кубинку в Москву для окончательного заключения конкурсной комиссии. Но мы опоздали, так как конкурс был уже завершен и аналогичный прибор измерения топлива был уже принят к производству, а его автор - какой-то полковник был объявлен победителем.
Но Жуков, который и тогда пользовался огромным авторитетом, настоял, чтобы комиссия проверила и мой прибор. И, что вы думаете - На Кубинке вновь собрали комиссию, которая досконально изучила мой прибор и провела его испытание на боевых машинах. А через несколько дней я получил документ, что мой прибор показал значительно лучшие результаты, чем тот, который был принят этой комиссией ранее.
И меня направили в Ленинград для запуска моего прибора в серийное производство на заводе Ворошилова. Меня - простого сержанта приняли очень хорошо. Инженеры разговаривали со мной уважительно, на равных. Через несколько месяцев были изготовлены все рабочие чертежи, а затем по ним стали изготовляться детали, которые поступали на сборку. Я смотрел на эти детали и меня охватывали гордость и огромное желание взять ту или иную деталь в карман и не расставаться с ней - ведь все они были для меня родными.
Мой прибор был запущен в серию. И тут грянула война. Я возвратился в свою часть, где меня назначили командиром нового танка Т-34, которые только-только стали поступать на вооружение.
Первые месяцы войны, не скрою, производили удручающее впечатление. Опыта у нас не было, а немцы были отмобилизованы, укомплектованы новейшим оружием. Меня особенно огорчало, что у них было автоматическое оружие, а у наших бойцов - винтовки, да и тех поначалу не хватало на всех. Думаю, что этот фактор, наряду со многими другими, следует считать одной из причин наших потерь в начале Великой Отечественной.
Не были достаточно подготовлены и танкисты, и это надо признать. У нас не было опыта стрельб, вождения, слабо владели мы и тактикой танковых боев. Вероятно, в силу этого обстоятельства немцам поначалу удавалось пробивать нашу оборону своими танковыми "клиньями". В одном из тяжелых боев меня ранило в грудь и плечо осколками немецкого снаряда.
Попав в госпиталь, я стал опять думать над тем, как помочь нашей армии справиться с фашистами. "Почему немцы воюют с автоматами, а у нас их нет?" - этот вопрос не давал мне покоя ни днем, ни ночью. Но одно дело поставить задачу, а совсем другое - ее решить. К тому же я знал, что как только мои раны заживут, мне придется снова встать в боевой строй. Но несмотря на это, я раздобыл несколько школьных тетрадок, вооружился карандашами, стирательными резинками и начал делать первые наброски пистолета-пулемета. Задача была такая: оружие было надежное и очень простое, чтобы его могли изготовить в любой кустарной мастерской!
Глядя на мою работу, раненые бойцы шутили: "Гляди-ка. Наш Мишка, изобретает автомат, который поможет нам разбить немца. Давай, Миша, давай, браток! Мы еще повоюем твоим оружием!".
А, надо сказать, что госпитали в то время были переполнены раненными и всех, кто мог передвигаться. Отправляли в глубокий ты на долечивание, как правило, в родные места. Ноя не поехал в Алтайский край, поскольку там не было железа, а попросился в Казахстан, где работал до войны в железнодорожном депо. Там я обратился к рабочим с просьбой помочь мне собрать первый образец своего пистолета-пулемета. Не буду говорить, чего это нам стоило, но вскоре мое детище было изготовлено и опробовано. И я повез его в областной военкомат города Алма-ата.
Когда дошла очередь до меня, старшина меня спрашивает: "Ты по какому вопросу, сержант?". А я говорю, что я изготовил пистолет-пулемет, хочу, чтобы он послужит нашей Красной армии. "А где он у тебя?" . "Да вот, под шинелью" - показываю образец. Дело кончилось тем, что меня разоружили и отправили... на гауптвахту, где я и отсидел двое суток. Потом разобрались, дело дошло до секретаря ЦК комсомола Казахстана по оборонной промышленности. Он прислал за мной машину, а когда я приехал, извинился за арест, хотя у меня никакой обиды и не было и предложил довести мой образец на базе эвакуированного Московского авиационного института.
Здесь мы сделали более совершенный образец, но он так и не был принят на вооружение, поскольку к тому времени отечественная промышленность начала производить более совершенные пистолеты-пулеметы Шпагина и Дегтярева.
За свою жизнь я создал более 150 различных образцов автоматического стрелкового оружия, которое сегодня принято на вооружение не только в России, но и в десятках других стран мира. В 1943 году вместе с выдающимися советскими конструкторами - Дегтяревым и Симоновым я стал лауреатом Сталинской премии. А ведь у меня тогда не было даже среднего образования - только один природный талант, да огромное желание служить Отечеству!
Вот уже 60 лет оружие, которое носит мою фамилию, считается лучшими в мире. Но самым дорогим для меня во все времена был и остается тот самый первый экземпляр пистолета-автомата, изготовленного в паровозном депо! Жаль, что он не сохранился до наших дней!. А вот два других, сделанные в Алма-Ате, и сегодня являются экспонатами Санкт-Петербургского музея артиллерии. И когда я там бываю, всегда прихожу к этом стенду и любуюсь своим первым детищем. Кстати, он был очень красивый, этой мой первый автомат. Я вам скажу по-секрету, что оружие, как и женщина, просто обязано быть красивым!
Рассказ конструктора
записал
Владимир МУЗЫЧЕНКО.
Комментарии
В одном из телеинтервью он рассказал, что начал свою деятельность ещё в детстве, когда своими руками собрал велосипед.
Показывал он свою замечательную коллекцию оружия. Оказывается и дома на каждом шагу у него существуют различые приспособления для облегчения работ по хозяйству.
http://www.museum-mtk.ru/
и
http://bigpicture.ru/?p=109560
Мечтаю побывать в этом музее.
За АК 12 пока не расспрашивал.
Винтовки SCAR имеют три конфигурации - стандартную, укороченную для ближнего боя и снайперскую под патроны калибра 5.56х45мм и значительно более мощный патрон 7.62х51мм. Смена конфигурации будет осуществляться путем замены стволов силами самого бойца. Во всех вариантах винтовки SCAR будут иметь одинаковое устройство, одни и те же органы управления, те же процедуры обслуживания, ремонта и чистки, максимально возможную взаимозаменяемость деталей и аксессуаров. Взаимозаменяемость деталей межу вариантами винтовок составит 90%. Такая модульная система обеспечит максимально гибким оружием, легко адаптируемым к любой поставленной задаче, от ближнего боя в городе до решения задач снайперской стрельбы на средних дальностях (порядка 500-600 метров).
Что касемо беоприпаса собственно - по моему скромному 5.45х39 - патрон мягко говоря неудачный. И с этим ничего не сделать, каким угодно стволом, к сожалению. Недостаточная масса пули+ мягко говоря скромный метательный заряд :( если только с порохами что нибудь домутить. Давно уже репу чешу по этому поводу.
G 11 и АК - имет таки разных областей боевого применения.
Хотя сам проект G11 - мне нравился. Задумки были перспективные.
Хороших и разных.
Так и не смогли дедушке легенду скорректировать про автоматы...
Уже сам вид этого оружия говорит, Мастер Калашников подходил к своей работе не только учитывая надёжность, дешевизну в изготовлении, но с особым эстетическим вкусом - на его оружие даже просто смотреть приятно.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0
На Вики расписано достаточно подробно. И легендарная трехлинейка образца 1891 года - полностью называется: "Магазинная(повторительная) винтовка Мосина Нагана"
Именно это ноу хау Мосина (большие зазоры, развесовка позволяющая не терять в кучности) и реализует ту самую легендарную надежность как трехлинейки и ее модификаций, так кстати, и автоматических винтовок АК.
Скажем точнее, чем я сказал тут: http://maxpark.com/community/2039/content/1703018#comment-20578625
Леон Наган разработал, так сказать, концепт этой винтовки. А Сергей Иванович Мосин - довел этот концепт практически до идеала. ПРи этом использовал действительно удачнейший подход с большими зазорами. Автором которого дОлжно признать именно его.
Известно, что Шмайссер занимался в Ижевске технологией холодной штамповки до 1952 года. Достименно известно, что именно благодаря ему было организовано серийное производство штампованного магазина и ствольной коробки.
Также очень интересным является тот факт, что Калашников приехал в Ижевск только в 1948 году, якобы для внедрения в производство модели автомата АК-47.
Напомню, что по официальной версии Калашников работал над своим автоматом с 1943 г. И только после "нескольких советов" Шмайссера смог справиться с задачей в 1947 г.
Правда, редкие в СССР пытливые умы удивлялись, отчего это у немецких солдат в конце войны мелькает вроде бы копия автомата «калашникова»? Ой, да то чисто случайное совпадение: штурмовая винтовка вермахта Sturm-gewehr-44, созданная Хуго Шмайссером.
P.S.
В комментариях буйная дискуссия. Несмотря на три сотни комментариев, разговор идёт преимущественно в рамках приличий, по большей части конструктивно. Приятно видеть, не ожидал. Растём над собой всё-таки.
Так вот, предмет спора не газоотводные трубки и пружинки, конечно.
«… Может потому и побили немцев, что "безграмотные слесари рационализаторы" клепали крутое оружие и именами Ленина и Сталина на устах. Может быть, если заставить современных чиновников вспоминать эти волшебные фамилии - они лучше будут относится к своим обязанностям и перестанут воровать».
Калашников это советская «волшебная фамилия». Ничего не надо, русских инженеров и учёных можно (и нужно) запытать и перебить. Но малограмотные самородки с красным знаменем будут творить удивительные коммунистические чудеса.
http://asher.ru/library/other/ak47/1
Комментарий удален модератором
В общем у Шмайссера вообще - приоритет только в одном. Применение переходного боеприпаса(курцпатрон). В то же время - когда Федоров делал свой автомат - именно с той же целью он использовал легкие арисаковские патроны.
" Калашников приехал в Ижевск только в 1948 году, якобы для внедрения в производство модели автомата АК-47." - да будет Вам известно, в Ижевск Калашников приехал уже с готовым АК47, прошедшим госиспытания. Не читайте Булочникова, Янус :)
Вся эта ахинея по поводу плагиата у Шмайссера тыщу раз пережевана и выплюнута давно.
Вся школа Федорова так работала. Шпагин пружину к ППШ подбирал опытным путем: эта коротка, та длинна...
Продемонстрировать фото и отзывы немцев о ППШ?
А ну-ка, кто создал первый автомат как штурмгевер?
А кто первый образец в Германии изготовил? "Збройовка-Брно", 1942.
Стоит лишь присмотреться ко всем образцам, чтобы понять, что штурмгевер-44 отнюдь не открытие, хотя свою роль сыграл. Например, при создании техзадания на советский автомат. А воплощение было последовательно федоровским.
Оно конечно хорошо гордиться собой. Но есть такая штука: правда. Вот и Менделеевым русские гордятся, его таблицей. Умалчивая при этом, что Менделеев был избран академиком во всех академиях мира, кроме... Российской.
Автомат Федорова!
http://slovari.yandex.ru/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%20%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B5/6%2C5-%D0%BC%D0%BC%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0/
Этой страной нельзя гордиться. Но отдельными людьми, гениями - можно.
От ентого самого принципа.
А вот писатель, давший нам эту статью, не совсем хорош. Ну зачем он полез в хрущевскую политику, описывая таланты Михаила?! Зачем приписывать ему то, о чем он знать не мог или давно забыл? "нам пришлось провести огромную работу для того, чтобы Россия вернула утраченные позиции на мировом рынке вооружений" - зачем? Он что, о мировом рынке думал? "бог дал мне талант конструктора" - так прямо-таки и считал? "я отправил его на Всесоюзный конкурс военных изобретателей" - так вот сам пошел на почту и отправил? И только ПОТОМ Жуков обратил внимание (будто его эта мысль скребла всю жизнь...)? "Первые месяцы войны производили удручающее впечатление" - это видел сержант из щелки тридцатьчетверки? "этот фактор следует считать одной из причин наших потерь" - вот таким он был великим стратегом?
А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо...(по Утесову)
А Ваш сарказм (о военной помощи в кавычках) не уместен. И не по адресу. И тоже не вполне правдиво.
Это был именно экспорт вооружений.
Стоимость хлеба - 1.30, сахара - 9 руб. Это в 1950.
В то время, когда сахар - 75 коп., хлеб стоил 24 коп. за 600 г. Это точно, запомнилось по "запоминалке" телефонного номера - индекс района + "булка хлеба и пол-пирожного".
9 копеек - напоминает цены 1927 года, законсервированные в системе распределения партноменклатуры. В том самом 27-ом молодой инженер Щукин получал 200 руб, а чертежник Коля - 40, бухгалтер Корейко - 45.
На деле в КОврове был сделан тот самый, опытный АК 46, ТТХ которого вполне даже и приближались к заказанным, но технологичность оставляла желать лучшего. Шмайссер во время работы в Ижевске - курил бабмбук, как и большая часть фрицев. Драгунов об этом в свое время писал достаточно подробно.
Подумайте, заимствование у Гаранд М1 не отрицается, а участие сотрудника советского конструкторского бюро Гуго Шмайсера - ни в какую. Специалисты - не мне ровня - утверждают, что работал Шмайсер только по охотничьему оружию, остальное просто саботировал. От него и не требовали. Цель была: присматривались к его методам работы. Аналогично в 20-х годах работала группа германского инженера Грота - опытный танк ТГ. Танк не построили, с инженером расстались, а его русские чертежники и младшие конструкторы взялись за советские танковые образцы. Причем, не они одни, параллельно шел процесс создания среднего Т-24 и модернизации Рено FT-17 - МС-1/Т-18.