Халед Хоссейни. Тысяча сияющих солнц

На модерации Отложенный

Это одна из моих любимых книг, объясняющая очень многое...  Нашла рецензию на неё, мнение которой совпадает во многом с моим собственным мнением...

 

 

Обычно от книг восточных авторов наш читатель ждет всяких «вкусностей». Восточных сладостей, черных очей с поволокой, красивых описаний и эстетики на грани превосходства этики. Ждут «вкусных» разоблачений и правды о жизни женщин в черном – но правда тоже обязана быть по-восточному вкусной, чтобы неприятности этих женщин были сдобрены красотами гарема или хоть бескрайними барханами.
Книга Халеда Хоссейни удивительно невкусная в этом плане. Или вам нравится привкус пепла, приправленный каждодневной – и оттого такой непронзительной горечью, присыпанный сверху металлической стружкой войны – такой же бытовой, не допускающей подвига и величия? Вот такая она получилась – невкусная, оттого подозрительно правдивая повесть о жизни простых граждан Афганистана в состоянии войны.
В центре внимания – две женские судьбы, соединенные одним мужчиной, но женщины также лишены всякой пленительности. «Харами» Мариам – некрасивая незаконная дочь и нелюбимая жена неприятного человека и Лейла – красивая, но абсолютно обыкновенная девушка, влюбленная в своего непривлекательного молодого соседа, считающегося погибшим. Есть их муж, которому автор вроде бы уделяет не меньше красок, но который остается в памяти читателя некоей агрессивной безликой тушей, поглощающей еду, желающей детей и изводящей жен.
Несмотря на всю скрытую романтичность своих порывов, ранимость, силу и яркость переживаний под покрывалом герои напрочь лишены романтического пафоса и ореола романтичной же привлекательности.
При этом весь этот вязкий, неторопливо перетекающий из одного дня в другой и от этого особенно чудовищный быт описан Хоссейни в лучших традициях современной восточной литературы – ярко, «вкусно», завораживающе, и даже безобразие под его рукой начинает сверкать не хуже позолоты на колоннах сказочных гаремов.
Но вернемся к героям.
Какой у них есть выход из этого разъедающего душу быта, из бесконечного уродства и жизни по программе дом-еда-дети-побои-постель-сон?

Рецепт и Лейла, и Мариам находят всего один на двоих. Спасение – в сильных эмоциях, в чистых чувствах, способных вытащить тебя из грязи, в которой ты обречен барахтаться всю жизнь.
Испытывают ли Мариам и Лейла настоящую симпатию друг к другу? У них так мало общего – разве что ежедневный ритуал чаепития, нелюбимый муж и привычка к смирению. Разница между ними во всем – от воспитания до мечтаний о будущем – когда у них были эти мечты. Но именно они становятся друг для друга единственным объектом, на который можно направить собственные добрые порывы, жажду любви и дружбы. Выбор происходит почти вслепую, не от взаимного притяжения, а от страшного эмоционального голода, который в этой жизни им утолить нечем. Принижает ли это дружбу? Принижает ли это жертву Мариам? Была ли эта жажда так безумна, что даже смертная казнь уже нестрашна? Автор позволяет нам разделить последние минуты героини, где дается вполне однозначный ответ на этот вопрос.
Еще секунда – и тысяча сияющих солнц примет Мариам к себе, вернув ее туда, откуда она вышла – в утробу родной земли.
Действительно, в книге есть еще один персонаж, наделенный, в отличие от людей, подлинным величием. Это – Афганистан, с его тысячей сияющих солнц Кабула, живой и никогда неподвластный людям. Идет война. Меняются режимы. Красота Афганистана и величие Кабула неизменны.
И рассказанные Хоссейни судьбы для него – всего лишь очередные песчинки в часах вечности, отмеренной этой земле.
Как бы ни были уродливы люди, населяющие эту страну, как бы они ни были прекрасны, какие бы радости и страдания не рождались в этой стране – она переживет все.
И Кабул, переживший очередной век бесконечных войн, в конце романа предстает неизменным перед изменившимися героями. И только он способен дать им новую жизнь – или отказать в новом шансе.
Мариам растворяется в афганской земле, Лейла – в людском водовороте столицы.
Всем по заслугам.
И мельница судьбы начинает свой новый круг, перемалывая все новые судьбы в жерновах, в которых блистает все та же тысяча сияющих солнц.

 

Автор: Екатерина ВИНОКУРОВА