«За что вы Ваньку-то Морозова?»...

На модерации Отложенный
 Автор опубликованной "ЭС" статьи "Перебор с брендом", нашумевшей и весьма обсуждаемой в Архангельской губернии, проанализировала природу поморских политических мифов, спешно и бездарно плодимых узким кругом городских "пассионариев". Всё оказалось дутым, искусственным, мелкотравчатым и продающимся исключительно норвегам. Разговор исчерпан? Нет! Ибо намедни прошла серия провокаций, организованных для давления на участников начавшегося анти-экстремистского трибунала, где на скамью подсудимых в ноябре грузно шмякнулся норвежский гяуляйтер Поморья.
А все-таки прав Иван Иванович. Официальная наука с ее диссертациями на тему поморов основана на «ложных кабинетных стереотипах» и «лишена практического смысла» http://www.zpg29.ru/index.php?id=1701&jn71892493=18#jotnav71892493627d7e79a7ca37f674de35ff.

 

Потому и ни к чему сравнивать подлинные тексты исторических источников с текстами, по которым учат студентов-историков в САФУ. Наличествуют в первых слова «поморы» и «Поморье» (а не «заволочане») или они появились только в учебниках и только в нашем ХХI веке?  Впрочем, все же приведем пример такой фальсификации. Вот первое известное упоминание поморов в актах ХVI века: «...каргополцы, и онежане, и турчасовцы, и порожане, устьмошане, и мехренжане, ѣздятъ къ морю соли купити, да купивъ де у моря соль у поморцовъ да возятъ ея въ Турчасово и на Порогъ...». — Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук. Т. 1. СПб., 1836. № 211. С. 200—201. Из этого текста становится ясно, что каргопольцы, онежане, турчасовцы, порожане, устьмошане и мехрежане противопоставляются «поморцам». Следовательно, они — не поморцы. Каргопольцы, онежане, турчасовцы, порожане, устьмошане и мехрежане — это название жителей соответствующих волостей Каргопольского (Онежского) уезда. Следовательно, жители Каргопольского уезда «поморцами» не были. Второй вывод: поморцы — это население какой-то волости подобной Турчасову, Порогу и Усть-Моше. Все эти волости есть на картах. А где доказательство положений Справки о поморах В.Булатова от 2005г., которую нам предъявил П.Есипов и на которой основывают свою деятельность активисты «поморского возрождения»?

"Нет народа — нет проблем. На самом деле это вопрос регионализма…»(http://www.kommersant.ru/doc/1947315). Вот здесь Иван Иванович прав лишь отчасти. И вовсе не из-за лживого антисталинистского приема аллюзии. Народа нет, а проблем более чем достаточно, причем не только у жителей морских поселений, живущих морем. Народа нет, но его можно создать. Этим как раз и занимаются этноповара адской кухни. Технология приготовления блюда проста - называется «Запишись помором». Другое ее название – этноконструктивизм. «Есть общность, стремящаяся к политизации. Можно работать… До кавказских самоопределенцев далеко, но есть чему поучиться и, что главное, поучить тоже есть чему. Будем делать новый этнос (из кого, если не из русских?)". http://ttrofimov.ru/2011/09/iv-sezd-pomorov-v-arxange.. Кавказ-центр аплодирует! И  продолжают «учить», продолжают «делать». Видимо, сейчас там старший повар Виталий Трофимов, координатор Международного движения по защите прав народов. Он же этноконфликтолог, он же страстный защитник Ивана Ивановича. Хотя Иван Иванович как раз доказывает древность коренного народа поморов. Но разве до логики, если в дело вмешалась «кровавая гебня»?

Но в том то и дело, что ребрендинг Архангельской области не требует доказательств. А русофобия требует доказательств? Почему Северный хор все чаще упоминается без определений «русский народный»? Видимо, он тоже должен стать поморским. Никогда еще создание новых народов не обходилось без конфликтов, без межнациональной розни. Конфликтологи как раз на месте, сами обеспечивают себя работой. "Норвежцы те же поморы, только говОря другА" (почти как: «Череповцяне те же москвицяне, только наречие инаце»). И как к этому всему должны относиться русские люди? Это не разжигание национальной розни, теперь уже внутринациональной, среди своих? Действительно, "что плохого в священной ненависти порабощенного народа к иностранным, русским, оккупантам?" (http://www.echo.msk.ru/blog/publicpost/950135-echo/).

Вот еще рецепт отравленного снадобья. Теперь для детей, чтоб росли с этническим «поморским» самосознанием. «Это издание «Поморських скасок», в котором приняли участие и друзья Ивана Ивановича из Норвегии. Последние этого даже не скрывают.

А как же не хотелось Ивану Ивановичу признавать факт распространения в Архангельске «Поморьских скасок» среди детей, что тираж по большей части был бесплатно роздан русским детям. В публикации в «Коммерсанте-Власть» №23 (977) за 11 июня 2012 года корреспондентом этого издания утверждалось следующее: «Мы сидим в его кабинете в здании Федерального арктического университета, где Мосеев возглавляет Поморский институт коренных и малочисленных народов Севера. "Поморьски скаски" он называет одним из своих "этнофутуристических проектов". Издательские расходы Ассоциация архангельских поморов разделила с Норвегией пополам, напечатали три тысячи экземпляров, тысячу раздали по региональным библиотеками, а две отправили в королевство. Сборник не сразу дали вывезти: пограничники потребовали справку, что он не является историческим и культурным достоянием государства. За справкой надо было ехать в Петербург, поэтому решили схитрить: в Норвегию на гастроли ехал местный оркестр, и книжки рассовали по сумкам музыкантов».

Местный оркестр, о котором идет речь в интервью с И.Мосеевым, это камерный оркестр в Архангельске. В нем состоит всего 17 человек. Таким образом, И.Мосеев утверждает, что один человек должен был по своим сумкам, как он выражается, «рассовать» 117 экземпляров «Скасок», чтобы увезти их в Норвегию. Еще одна «сказка» от поморского самозванца.

Норвежские его покровители все же честнее. «Разумеется, никто не спорит, что Мосеев получал в той или иной форме поддержку из Норвегии. Как это объяснить? Думаю, норвежскую поддержку Мосеева можно интерпретировать не как поддержку его этнополитических амбиций, а как  направленную не по тому пути, но всё же благонамеренную поддержку российско-норвежского сотрудничества «от человека к человеку» (http://www.barentsobserver.com/ru/opinion/2012/11/pomorskoe-bratstvo-23-11). Очень хотелось бы верить, что «благонамеренную». Хотя известно, благими намерениями выстилается дорога в ад. Известно и про бесплатный сыр в мышеловке. Но это, конечно же, наша паранойя.

А вот не паранойя, а история. «В конце концов, Крсте Мисирков тоже не хотел ровным счетом ничего плохого, только чтобы его родной деревенский диалект признали равноправным языком, - а последствия известны. Как слишком хорошо известны и последствия таких начинаний в Галиции. Всего лишь полтораста лет назад, - да и сто лет назад тоже, - тамошние "русские люди" изо всех сил упирались, не желая быть какими-то "украинцами", и были сломлены только виселицами Талергофа, но когда все-таки были сломлены, процесс пошел быстро (http://www.iarex.ru/news/31159.html).

Так появились на карте мира Македония и Украина.

Уже в ХХ веке его полная трагедий история показывает, что этнические проекты не существуют сами по себе как явление чистого патриотизма. Кто стоит за этническим проектом «поморы», кто эти кухонные мастера похлебкины? Пожалуй, Иван Иванович не главный субьект и автор всего происходящего в области. Хотя и активный участник с начала 1990-х годов, то есть с самого смутного времени «Перестройки». «До того жители нескольких десятков рыбачьих деревушек искренне считали себя русскими и знать не знали, что принадлежат к «коренному» народу, история которого насчитывает гораздо более отведенных ей в учебнике по краеведению 500 лет. Здесь начинаются этнографические споры, в которых оппоненты благополучно вязнут. А надо не родословные изучать, а программные статьи читать: «Поморы» — проект, развернутый отнюдь не в прошлое, а в будущее. В последние годы все большую силу набирают геополитические изыскания, предвещающие скорый распад России» ( http://argumenti.ru/society/n367/216535 ).

Хорошо было бы это знать и нашим губернским правителям, объявляющим себя поморами и выделяющим средства из областного бюджета на всякого рода псевдопоморские праздники. Такие как сентябрьское «новолетие» с языческим компонентом. Таким образом, в состав кухонных технологий включена дехристианизация, против чего протестует как большинство православного населения, так и сама РПЦ. И не случайно одним из делегатов  IV межрегионального съезда поморов особенно отмечено, что на съезде они не слышали слов «духовность» и «православие». Видимо, такие химеры как духовность в поморском будущем не предусмотрены. Там будет место «людям» и «быдло», «дельфинам» и «анчоусам», «пчелам» и «мухам». Поморы, конечно же, отнесены к высшей из этих двух категорий. Ничего не напоминает?

Но вернемся к кухне. Чем же еще там занимается князь тьмы со своей свитой. А занимаются онидеколонизацией. Оказывается, «мы вступаем в эпоху регионов» или переформатирования страны. Так во всяком случае заявлено автором статьи, положившей начало нашумевшему процессу над Иваном Ивановичем (http://www.echosevera.ru/politics/2012/03/31/606.html ).

Что сие означает? Во-первых, в мире идет нарастание глобальной нестабильности, связанное с мировым экономическим кризисом. Ничего удивительного, в мире капитала, это еще Марксом было предсказано, только так и должно быть. Каковы рецепты на данный случай готовят для нас, сирых, и всего человечества? Да все те же, только если в 90-е в СССР это проходило под знаком национально-освободительных движений, то сейчас это деколонизация. Вот как! Тогда мы получили распад великой страны. Прекратили кормить Азию, другие республики и  «зажили»! «Свобода воссияла».

На заре новой эпохи на севере Европы создается трансрегиональная общность под названием Баренц-регион, включающий и Архангельскую область. Пока Баренц-регион, что-то мешает еще назвать ее, эту общность, Великим Поморьем. Общим с «географически, исторически и культурно близкими» норгами, «одно море, одна кровь». До Урала или как там у родоначальников этой идеи? Конечно, никакой колонизации, воссияет свобода. Трансграничная общность. Трансграничные регионы. Никакого сепаратизма. Всего лишь «переформатирование» стран. Видимо, под интересы транснациональных корпораций и транснациональной преступности, которым мешает сложившаяся государственность. И «вор кричит «держи вора!». Это, оказывается, заявители и свидетели на суде, «современная инквизиция» действуют в интересах мафии и  ТНК.

Автор данной статьи утверждает, что региональная идентичность идёт рука об руку и все теснее переплетается с этнической. Потому-то, как отметил норвежский профессор истории Университета Тромсё Эйнар Ниеми, и возникли из небытия, как по команде, по обе стороны границы понятия поморы и Поморье. Если же это лишь бренд, то возможности бренда нельзя абсолютизировать. Брендинг пограничных территорий, с крупными центрами оборонного комплекса как запрос к довольно узкой, определенной методике извлечения прибыли вполне может быть переоценен. Возможно, лучшим брендингом было бы для области развитие высоких космических технологий, СМП, судостроения, а не мифы о поморах.

Да, мы отвлеклись, как же наша кухня? Нельзя из кухонного инвентаря друзей и защитников Ивана Ивановича не назвать такой прибор как девертикализация власти. Это уже совсем болотная технология - вариант программы «Гражданская платформа» (ГП) миллиардера Михаила Прохорова, в которой он обещает ряд радикальных либеральных реформ. В сфере культуры опять поддержка регионов, а наиболее выделяющимся пунктом смотрится «отмена цензуры в Сети и в СМИ. Партия Прохорова считает необходимой полную приватизацию СМИ и вывод государства с медиарынка». Что там быдло, по Прохорову мы еще и не это услышим теперь в свой адрес, а Иван Иванович будет объявлен просто святовеликомучеником новой либеральной религии. Очевидно, религии денег. Какой же еще.

А в святцы будет записано: «…любое давление со стороны ученых, чиновников, а также журналистов или великодержавных националистов и прочей «современной святой иквизиции» на поморскую самоидентификацию и на современное творческое развитие этнокультурного самосознания поморов недопустимо». (http://www.zpg29.ru/index.php?id=1701&jn71892493=18#jotnav71892493627d7e79a7ca37f674de35ff).

Это значит, спрашивать об основаниях считать поморов древним народом не допустимо! Интересоваться, откуда взялся «поморский язык» и когда на нем говорили люди, тоже не допустимо. Задаваться вопросом, почему М.В.Ломоносов спустя еще 100 лет, если не больше, после его кончины считался сыном рыбака, а сам себя он относил к великороссам не допустимо! Все это ересь и происки мафии с ТНК.

Остается перечислить все сообщество кухни, яростных защитников Ивана Ивановича.  Это известного рода СМИ, наши либеральные и многие западные, "Голос Америки", «Эхо Москвы», известного рода «правозащитники», испытанная в 90-е пятая колонна, в первую очередь соратники Ивана Ивановича по «Яблоку» и «Поморскому возрождению», поддержавшие сепаратизм Дудаева, экстремистский Кавказ-центр,  часть региональной и местной элиты, включая прессу. А также обманутые обещаниями лучшей жизни и чечевичной похлебки из ренты и квот поморы.

Может, проще было, не наезжая на «быдло», «участвовать в разработке и реализации программ социального, культурного и экономического развития поморских поселений в Архангельской области» (из перечисления целей Некоммерческого партнерства «Ассоциации поморов Архангельской области»)? Даже не программ, а программы, вместо участия во всем и ни в чем, кроме того, что теперь вменяется Ивану Ивановичу в вину.

Митюшов М.А.