Как Иосифа Сталина до фронта подкинули...

В конце войны в нашем городе жил и работал военный летчик, дважды Герой Советского Союза полковник Василий Косенко, которому довелось в 1943 году «подвозить» на фронт самого Иосифа Сталина.

Эту удивительную историю мне поведала казанская пенсионерка, бывшая учительница Адель Георгиевна Степаненко. Вот ее рассказ:

- День Победы 9 мая 1945 года мне посчастливилось праздновать в доме начальника Казанского военного аэродрома полковника Василия Косенко. Среди гостей были в основном военные летчики: Немировский, окруженный каким-то особым почитанием, Володя Горбунов - самый молодой из всех и другие.

Начало торжества было сдержанным, но после пары рюмок начались воспоминания о фронтовой жизни. Кто-то попросил Василия Васильевича показать медаль, врученную ему Рузвельтом на Ялтинской конференции. Помню, эта награда была крупнее обычных и без крепления. Затем гости стали выспрашивать его, за что он получил две Звезды Героя. Он сказал, что первую заработал в кровопролитных боях, где он - летчик-истребитель сбил несколько десятков фашистских самолетов, был и сам сбит, выбрасывался на парашюте, едва не погиб.

А вот о второй своей Золотой Звезде Косенко неожиданно для всех сообщил, что получил ее, можно сказать, ни за что - просто свозил «хозяина» в Сталинград перед началом нашего наступления.

«Какого «хозяина»? - удивились собравшиеся. «Да Сталина, Иосифа Виссарионовича». - ответил Василий Васильевич и рассказал, как это было. Незадолго до решающего сражения за Сталинград его вызвал командир. «Повезешь в Сталинград очень важную персону. Вернешься или со щитом или на щите!».

- Я терялся в догадках, кто бы это мог быть, - вспоминал Косенко. - На другой день поступил приказ моей эскадрилье: подняться с Тушинского аэродрома, где мы тогда базировались и приземлиться на... Можайское шоссе. Когда мы оказались на месте, из леса вынырнули бензозаправщики, они залили наши баки и быстро исчезли. И тут же появился правительственный кортеж из нескольких легковушек, одна из них подкатила к моему «Дугласу» и из нее вышел... Верховный главнокомандующий. Я стоял ни жив, ни мертв. Но Сталин очень приветливо поздоровался и поднялся на борт. Я сел за штурвал, запустил мотор и...

забыл о волнении.

По рассказу Косенко, их полет в сопровождении десятка истребителей прошел очень спокойно, без единого выстрела. А когда приземлились за линией фронта, поступила команда не выключать моторы. Сталина встретил генерал Октябрьский, с которым они поговорили минут пятнадцать, после чего Иосиф Виссарионович вернулся в самолет. На обратном пути наша группа несколько раз пролетела над немецкой линией обороны. Но зенитки молчали: знали бы фрицы, кто пролетал тогда над ними!

Приземлились на том же участке Можайского шоссе. Из леса вынырнули правительственные машины и, забрав Сталина, уехали. Затем появились те же бензозаправщики. Сделав запас горючего, наша эскадрилья поднялась в воздух и вернулась на свой аэродром.

- Когда я доложил командиру о возвращении, тот сказал: «Иди, Вася, отдыхай, через пять дней тебя найдут», - продолжал свой рассказ летчик Косенко. - И я вам. братцы, скажу, что тяжелее этих пяти суток у меня в жизни ничего не было. Наконец в конце пятого дня мне позвонили и пригласили в Кремль, где провели в Георгиевский зал и вручили вторую Золотую Звезду Героя Советского Союза.

Тут все собравшиеся зашумели: «Ну, ты даешь, Вася! Как это ни за что!». Ведь ты доставил самого товарища Сталина, да еще и без единого выстрела!». На что начальник аэродрома сказал, что считает это заслугой нашей разведки и наземных служб, которые точно изучили «расписание» артобстрелов противника, рассчитывая на его пунктуальность: немцы стреляли через каждые 15 минут. «Вот в этих «коридорах» мы и успели проскочить над территорией врага» - закончил свой рассказ дважды герой Советского Союза Василий Косенко...

К сказанному добавим, что эпизод, рассказанный в тесном кругу друзей известным советским асом, достоин внимания хотя бы потому, что о каких-либо передвижениях Верховного главнокомандующего в годы Великой Отечественной войны вообще мало что известно, настолько они были засекречены. Но, за свою долгую журналистскую жизнь, общаясь с фронтовиками, я не раз слышал, что Сталин неоднократно выезжал на фронт и даже бывал в поверженном Берлине. Правда, официальная военная историческая наука об этом пока умалчивает. Но, как говорится, рано или поздно все тайное обязательно становится явным.

Владимир МУЗЫЧЕНКО