Секрет семейного счастья

На модерации Отложенный

В декабре 1999 года в моей жизни произошло знаменательное событие – я развелся. Было мне тогда около тридцати, а стаж семейной жизни был семилетним. Развод был, хотя и болезненным, но закономерным результатом, по молодости мы сделали все ошибки, которые могли. Сейчас, оглядываясь назад, я не виню никого, даже себя. Да и за что винить? Два молодых идиота начинают жизнь, ничего о ней не зная, но и никого при этом не слушая. А когда они успевают как следует замучить друг друга, общественное мнение подсказывает им выход из ситуации – разойтись в разные стороны и идти далее своим путем в надежде, что чему-то научились. Хорошо, если при этом нечего делить. А ведь, как правило, к тому времени, и имуществом обзаводятся, и дети появляются, и родителям горе, они-то думали, что все в порядке.

Но я не об этом. Разошлись, и ладно. В возрасте 30 лет я неожиданно оказался предоставлен самому себе. Уже все-таки не мальчик. Уже привык к определенному быту, к какой-то устоявшейся рутине. Из этой рутины меня выбили. Первое ощущение было – катастрофы. Привычный мир рухнул. А потом вдруг почувствовал – блин, да я же свободен. Я даже не думал, что весь был опутан какими-то цепями, и эти цепи вдруг спали. Первое, самое яркое впечатление – мне предложили пойти на выходные в поход с ночевкой. И я понял, что могу просто пойти, ни у кого не отпрашиваясь. Захотел и пошел! У меня был просто шок от того, что я могу делать, что хочу. Я уже забыл, что так бывает. К слову сказать, у моей бывшей жены тоже был шок. Еще идут какие-то судебные процессы, ей от меня срочно что-то надо, а я вдруг машу ей ручкой и сваливаю, и остановить это никак нельзя. Свобода! Но тогда же, в тот же самый вечер, когда я решил пойти в поход, пришло какое-то странное ощущение. Что-то знакомое, какое-то дежа-вю. Но я тогда его не осознал.

Дальше, больше. Я съехал из дома, который перестал мне быть домом, и сначала поселился у родителей, а потом снял квартиру с друзьями, такими же свободными, как и я. Отдельную квартиру я не хотел, мысль о темных пустых комнатах, в которые месяцами никто не заходит, меня удручала. Быт меня совершенно не напрягал. Даже в лучшие годы семейной жизни я был способен постирать себе рубашку и погладить брюки. Готовить не умею, но обедаю я все равно на работе, а то, что на ужин постоянно сэндвичи с пивом, так это даже плюс. И наконец-то у меня есть свободное время, и я могу потратить его на самого себя. Я вспомнил увлечения молодости – йогу, каратэ (все, что так нервировало мою супругу), записался в соответствующие кружки.

Жизнь наполнилась смыслом. И все же то странное ощущение не покидало меня. Какой бы новый вкус в своих занятиях я ни находил, оно постоянно присутствовало, росло, и в один прекрасный момент я смог его осознать.

То, что я понял, меня потрясло. Мой разум вдруг осветило, что я снова стал ребенком. Ведь это ребенка интересует только он сам. У взрослого масса забот и хлопот, его заботит не как провести вечер поприятнее, а успеет ли он сделать все, что нужно, чтобы комфортно себя чувствовали те, кто на его попечении. Чтобы они, а не он, были свободными и беззаботными. Но зато он – взрослый. Он несет ответственность, но он и влияет, и принимает решения. Он делает лучше мир вокруг себя, пусть даже это маленький мирок его семьи. Он, как солнце, в чьих лучах все начинает расцветать.

С этого момента я потерял покой. Я срочно захотел жениться. И даже не просто так, а на женщине с ребенком (я забыл сказать, от первого брака у меня есть сын, я его люблю, стараюсь с ним видеться, но – все-таки огромная разница, живешь ли с ребенком постоянно или видишь его только раз от разу). И снова – не надо было мне, чтобы обо мне заботились. Накормить и обстирать себя я сумею сам. Мне стало нужно, чтобы были рядом люди, о которых буду заботиться я. Люди, чьи желания я буду на себя брать. Буду стараться понимать их и смотреть на мир их глазами. Я вдруг понял, что это не ограничивает, а обогащает меня. Мир становится многоцветным, многогранным. И вовсе не надо при этом отказываться от того, что важно тебе самому. Если ты ценишь то, что важно твоим близким, они тоже тебя поймут и поддержат.

С тех пор прошло уже много лет, и более десяти из них я женат. Моя жена не смотрит на мир так, как я, но мне это и не надо. Я понимаю ее, а она понимает меня. Даже если есть разногласия, мы поднимаемся над ними в то хорошее, что у нас есть, в то, что мы ценим и не хотим потерять. И тогда вдруг оказывается, что и разногласия не помеха любви, они только укрепляют ее. И я теперь с уверенностью могу сказать: свобода состоит не в том, чтобы ни от кого не зависеть и ни с кем не считаться. Она состоит в том, чтобы суметь построить такую связь, которая делала бы из людей единое целое, где они не подавляли, а дополняли бы друг друга. В этом секрет семейного счастья. И я всем желаю, чтобы этот секрет все для себя раскрыли, и чтобы больше никто ни с кем не разводился.