Израиль ликвидировал своего субподрядчика в Газе

Политические последствия операции в Газе прояснятся к 22 января, но выяснение стратегических последствий – дело более сложное. Израиль должен будет найти себе нового субподрядчика на место Ахмеда Джабари для охраны своих границ на юге.

Ахмед Джабари исполнял роль субподрядчика, отвечающего за поддержание безопасности Израиля в секторе Газа. Это без сомнения будет звучать абсурдно для тех, кто в последние несколько часов слышал описание Джабари как «архи- террорист», «начальник штаба террора» или «наш Бин Ладен».

Но такова реальность последних пяти с половиной лет. Израиль потребовал  от Хамаса, чтобы он соблюдал прекращение огня на юге и вынудил  его соблюдать многочисленные вооруженные организации в секторе Газа. Человеком, ответственным за проведение этой политики был Ахмед Джабари.

В обмен на соблюдение спокойствия, которое никогда не было полным, Израиль обеспечивал режиму  ХАМАСа поток шекелей в бронированных грузовиках для банков в Газе и продолжал обеспечивать инфраструктуру и медицинские услуги жителям Сектора Газы. Джабари был также израильским партнером  в переговорах по освобождению Гилада Шалита. Именно он обеспечивал пленному солдату комфорт и безопасность, и именно он проследил за тем, чтобы Шалит окончательно вернулся домой.

Теперь Израиль говорит, что его субподрядчик не выполнил свою часть работы и не обеспечил обещанное спокойствие на южной границе. Самыми частыми жалобами против него были, что ХАМАСу не удается взять под контроль другие организации, несмотря на то, что он не заинтересован в эскалации. После того, как Джабари был открыто предупрежден (Харэль Амос и Ави Иссахарофф сообщили в начале этой недели, что ликвидации высокопоставленных  членов  Хамаса будут возобновлены), он был публично ликвидирован, за что Израиль поспешил взять на себя ответственность. Сообщение было простым и ясным: ты провалился - ты мертв. Или, как министр обороны Эхуд Барак любит говорить, «на Ближнем Востоке нет второго шанса для слабаков».

Ликвидация Джабари войдет в историю как одно из эффективных военных действий, инициированных уходящим правительством накануне выборов.

Это то, что исследователь, профессор Ягиль Леви назвал «раздувание конфликта как внутригосударственная стратегия контроля: «внешний конфликт помогает правительству укрепить свое положение внутри страны, потому что общественность объединяется за армией, а социальные и экономические проблемы стираются из национальной повестки дня.

Этот рецепт хорошо известен с 1955, когда Давид Бен-Гурион вернулся из своего изгнания в Сде-Бокер и повел израильские силы обороны на ответные действия в Газе, а свою партию Мапай - к победе на выборах. (Барак напомнил этот ностальгический эпизод, когда  говорил на прошлой неделе о памяинике  Моше Даяну). С тех пор всякий раз, когда правящая партия чувствует себя под угрозой на выборах, она кладет палец на спусковой крючок. Примерами могут служить общеизвестные эпизоды: запуск ракеты Шавит 2 летом 1961, в разгар дела  Лавона; бомбардировка иракского реактора в 1981; операция Гроздья гнева в Ливане в 1996 и операция Литой свинец в Газе накануне выборов 2009 года. В двух последних случаях военные действия стали причиной поражения на выборах.

Есть разногласия среди историков о том, стоит ли добавлять войну Судного дня в этот список. В этом конфликте, вспыхнувшем в канун на выборах 1973, арабы первыми открыли огонь, но их решение начать войну было принято в контексте все более экстремальной позиции правительства премьер-министра Голды Меир, которая отказалась от предложения мира президентом Египта Анваром Садатом и объявила о расширении израильских поселений в Синае.

К примеру, вот мнение исследователей, профессоров Мотти Голани и Шошаны Ишони-Барри.

Текущая операция, Защитный столп принадлежит к той же категории. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху заинтересован в нейтрализации каждого возможного соперника, а министр обороны Эхуд Барак борется за достаточное количество голосов, чтобы вернуться в Кнессет. Война против ХАМАСа уничтожит электоральные чаяния размазни Эхуда Ольмерта, сторонники которого собирали, чо он объявит о своей кандидатуре, и что это выбьет из повестки дня «социальные и экономические вопросы», которые служат Лейбористской партии во главе с депутатом Кнессета Шелли Яхимович.

Когда пушки грохочут, мы видим только Нетаньяху и Барака на экране, а все другие политические деятели приветствуют их.

Политический результат операции станет ясен 22 января. Стратегические последствия более сложны: Израиль должен будет найти нового субподрядчика, чтобы заменить Ахмеда Джабари, в качестве своего хранителя южной границы, и ему нужно будет также убедиться, что его действия в Газе не вызовут развала мирного договора с Египтом под руководством Мусульманского братства, патрона движения "Хамас". Это не простая задача, и о результатах операции будут судить  по тому, к чему она привела.