Бразилия. Карнавал в Рио

На модерации Отложенный

Продолжаю публикацию заметок о путешествии по Латинской Америке. Часть третья:

Бразилия.

Карнавал в Рио

Третий день живем в маленькой рыбацкой деревушке на берегу Атлантического океана в Бразилии.

Барра-да-Риочо!

Пройдя столицы трех стран Латинской Америки, крупные города, маленькие городки и  небольшие поселки, мы впервые за прошедшие четыре недели, в поселке Барра-да-Риочо увидели не праздно-карнавальное веселье, а реальную жизнь, очень милых и доброжелательных бразильцев. Здесь рыбаки уходят в океан ранним утром и возвращаются под вечер с уловом креветок.

Мамы отводят малышей в детский сад, подростки в школьной форме с огромными ранцами за спиной идут в школу, а днем возвращаются и садятся за уроки...                                                         

Барра-да-Риочо!

Не знаю, что это означает, но не иначе как - райское место.  Чистый, крупный, гладкий, сверкающий золотом песок на берегу океана. Пустынные пляжи, уютные кафе, жаркие дни, прохладные ночи, тихие вечера.

Несколько дней назад, вырвавшись из потного, грязного, грохочущего самбой и кривляющегося карнавалом Рио-де-Жанейро, убежав  от нескончаемого неугомонного праздника, мы сели на ночной автобус и поехали на север, куда глаза глядят, «прочь от этих подмигивающих мадонн, обманутых солдатами…».

Дорога шла вдоль побережья Атлантики в сторону крупного бразильского города Сальвадор, через Виторию, Гуарапари, Вила-Велья, Сан-Матеус, Порта-Сегура. Ранним утром автобус остановился  в городке Санта-Круз-Кабралиа, примерно на половине пути от Рио-де-Жанейро до Сальвадора. Дальше почти до самого Сальвадора дорога уходила далеко от берега, огибая болото и реку. Мы вышли из автобуса, собираясь следующий участок пути проплыть по океану. Но как выяснилось, в Санта-Круз-Кабралиа отроду не водилось океанских лайнеров и даже скромных рыбацких баркасов. Местные рыбаки промышляют на маленьких яликах в небольшом заливе, отделенном от океана длинной песчаной косой или ловят рыбу в реке, на которой стоит  городок.

Не без труда уговорив капитана подбросить нас хотя бы до следующего городка на берегу, мы поплыли в  Барра-да-Риочо на рыбацком ялике, который был построен лет тридцать назад, но только для речной рыбалки. Плененный возможностью большого заработка, капитан вывел эту посудину в открытый океан, где после недавнего шторма было сильное волнение. Огромные  океанские волны с барашками пены швыряли посудину, пытаясь перевернуть ее то вдоль, то поперек. За три часа ходу сохранить от воды  удалось  только технику - видеокамеру и компьютеры. Всё и вся промокли, некоторых сильно укачало. Ударами теплых соленых волн мы были  омыты  со всех четырех сторон, а кого мутило, то и с пяти. После такого чистилища можно было только в рай, и он не заставил себя ждать.

Райское место - Барра-да-Риочо!

А началась Бразилия в Сан-Паулу. Огромный, выстроенный квадратно-гнездовым способом город. В воздухе запах серы и других  промышленных выбросов. Таксисты не знают, как доехать до центра. Цены немыслимые. Все в разы дороже, чем в Аргентине. В центре города небоскребы, но или недостроенные или незаселенные, все грязные, с выбитыми стеклами и оторванными дверьми. На стенах написаны углем какие-то слова и нарисованы неприличные картинки. По улицам почти никто не ходит, половина магазинов закрыта, кафе не работают. Подбежавший сзади чернокожий парень на полном ходу срывает у меня с руки фотоаппарат и, не снижая скорости, безнаказанно убегает в неосвещенный двор. Заросший деревьями и колючими кустами, грязный, полутемный скверик в центре центра города. Редкие бесстрашные прохожие, заходя туда,  сразу же попадают под прицел внимательных взглядов странных молодых людей, подающих друг другу какие-то непонятные знаки. Их слаженные действия похожи на коллективную охоту огромных пауков.

Грязь, запустение, безлюдье…

В Бразилии время карнавалов. Они проходит и в деревеньке под Фос-де-Игуассу, и в Рио-де-Жанейро, и в Сан-Пауло. Но таксист с трудом нашел специальный самбадром на одной из окраин города, где почти раздетые, полуодетые и одетые в немыслимые одежды люди колоннами проходят по специальной дорожке, под музыку самбы демонстрируя друг другу свои наряды. Некоторые тащат или везут на платформах огромных размалеванных кукол. Зрителей почти нет. Больше  похоже на репетицию первомайской демонстрации, чем на карнавальное буйство.




Но где, же все-таки жители двадцатимиллионного Сан-Пауло? Даже не в подземельях, потому как половина входов в метро закрыта решетками, и оттуда несет зловонием общественного туалета.

Нет, это не Рио-де-Жанейро!

А тем временем в Рио-де-Жанейро, куда мы все прибыли разными путями и поселились в  маленькой гостинице  на улице королевы Элизабет  между двумя всемирно известными пляжами Копакабана и Ипанема, заканчивался знаменитый бразильский карнавал. Прошлой ночью  наша киногруппа снимала карнавальное шоу трансвеститов, а сегодня с полудня весь город танцует самбу. Едва прикрыв наготу треугольничками из серебристой или золотистой ткани, девушки всех оттенков шоколада, от молочного  до темного горького, под гром барабанов, подрагивая бедрами, раздают прохожим рекламные буклеты пива, сигарет, чипсов, виагры. Такие сцены можно увидеть повсюду - и на вымощенных мозаичной плиткой пешеходных тротуарах, и на перекрестках, пока горит красный сигнал светофора, и на желто-песчаных пляжах Копакабаны, и даже под многометровой статуей всех благословляющего Христа на вершине скалы Каркавада.

До Сальвадора  так и не добрались.  Пора двигаться в сторону Боливии.  Опять разделившись на две группы, мы направились из городка Порто-Сегуро, откуда более пятисот лет назад португальские колонизаторы начинали создавать современную Бразилию, в город Кампа-Гранде, столицу штата Мату-Гроссу.

Вот так, заранее ни к чему не готовясь и накануне даже не предполагая, мы оказались

На болотах Пантанала.

Из Кампа-Гранде микроавтобусом едем по отличному шоссе, потом на  грузовом джипе по боковой насыпной дороге, едва тронутой грейдером много лет назад, а потом и вовсе по бездорожью, как в Монголии, мчимся по высокой болотной осоке. Мы в бразильской сельве, той самой, где "очень много диких обезьян".  Дорогу перебегают лисы, опоссумы и армадиллы. Летят журавли. Слышны крики попугаев и обезьяньи голоса. В лужах позевывают крокодилы. Промелькнула лань. Пара страусов-нанду, высоко поднимая голенастые ноги, важно вышагивает по обочине, как богомольцы с узелком. Огромные птицы разных цветов взлетают буквально из-под колес джипа. Символ сельвы - длинноногий и длинноклювый журавль Ту-ю-ю смотрит на нас из центра небольшого болота, как бы оценивая, есть ли у нас право его беспокоить. Так и  не решив для себя этот вопрос, нехотя отрывает от земли свое почти стокилограммовое тело взмахом полутораметровых крыльев. Стройные коровы лунного цвета с нестандартными  фигурами, грациозно перебирая ножками, освобождают дорогу, а  потом, оттопырив горизонтально расположенные ушки, долго провожают джип туповато - кокетливым взглядом больших черных глаз. Внушительных размеров молодые горбатые  быки, такого же лунного цвета, сначала, задрав хвост, отбегают на обочину,  а потом на всякий случай приняв боевую стойку, демонстрируют готовность защищать своих беспечных подруг. А под вечер, когда мы гостили у местных пастухов и потягивали вместе с ними через бамбилью из калабаса очень крепкий матэ, уже знакомые лунные коровы возвращались с пастбища в загон. Загоняли их три страуса и большой пес. Страусы, расправляя и хлопая огромными крыльями, согласованно с центра и флангов сгоняли отстающих животных, а собака, помогая страусам рыком и лаем следила, чтобы коровы снова не разбредались и двигались в нужном направлении. Пастухи спокойно пили матэ, полностью доверяя своим крылатым и лохматым помощникам.

М-да, мы на болотах Пантанала…






А утром во время завтрака в столовую пришел мальчик лет десяти с пятиметровой анакондой на плечах. Дело в том что, вчера вечером, наловив пираний в реке Парагвай, мы ужинали  на парапете небольшой поусады (постоялого двора) у паромной переправы в Порто-да-Манга и горячо спорили, кто же там шевелится в темном затоне - то ли крутит течением большую корягу, то ли аллигатор подплыл напугать бродячих собак. И вот хозяйский сын, с вечера уловив суть нашего спора, утром принес многометровое увесистое объяснение...

Продумывая путешествие, я предполагал, что Бразилия станет для нас гранью энергии, однако кошмары Сан-Пауло, карнавалы Рио и огромная территория страны, казалось, высосали из меня всю энергию. Однако чудо свершилось. На прощанье  Бразилия подарила фантастическое природное богатство сельвы, разнообразие флоры и фауны Пантанала. Мы  наконец-то увидели небо в алмазах, неведомый Cruzeiro do Sul - Южный Крест, таинственный Орион и перевернутый серп луны.

Muito obrigado com, Brasil! - большое спасибо тебе, Бразилия!