Дело Челаха обрастает сенсациям

Астана, 25 ноября. В понедельник, 25 ноября, Талдыкорганский гарнизонный военный суд (в административном центре Алматинской области Казахстана) продолжит рассмотрение самого резонансного дела этого года, если не последних лет. На скамье подсудимых - рядовой Владислав Челах. Пограничника обвиняют в жестокой расправе над своими сослуживцами на отдаленной заставе «Арканкерген». С каждым днем в деле становится все больше подробностей, а сам процесс - все запутаннее, передает корреспондент МТРК «Мир» Бауржан Апсеитов.

Новость о кровавой бойне на погранзаставе шокировала всю страну. В конце мая на мобильном посту «Арканкерген» обнаружили 15 тел, а саму заставу кто-то сжег. Лишь через несколько дней нашли единственного выжившего пограничника Владислава Челаха. Позже он взял вину на себя.

Сразу после трагедии появились самые разные версии. От дедовщины - до теракта. Но на скамье подсудимых в итоге оказался лишь Челах. Следствие шло больше полугода. За это время пограничник успел отказаться от своих слов, пояснив, что дал признательные показания под давлением. Между тем от занимаемых должностей освободили почти все командование подразделения «Шыгыс», которое следило за работой заставы.

От Талдыкоргана до мобильного поста «Арканкерген», что в Алакольском районе, около 650 километров. Он расположен в горной местности вдали от населенных пунктов на казахстано-китайской границе. Его выставляют лишь на летнее время. Добраться до заставы можно только на вертолете. Дорог туда нет. Сейчас «Арканкерген» полностью законсервирован. Пограничники, служившие там этим летом, передислоцированы в воинскую часть в город Ушарал. Все эти месяцы на горном посту работали криминалисты, а рядовой Челах давал показания и проходил в Алматы психиатрическую экспертизу.

Последние судебные слушания не обошлись без сенсаций. Защитник Челаха Серик Сарсенов заявил, что якобы на посту было найдено не 15, а 18 тел.

«Я официально всем заявляю, что есть 18 трупов, а не 15 по их подсчету. Чьи это трупы, трех еще человек, они не устанавливали и не установили, и скрывают эти факты, и не отражено это ни в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, ни в обвинительном документе - нигде это не указано», - подчеркнул адвокат.

Сарсенов предположил, что именно те трое и орудовали в ту злосчастную ночь на посту.

В Астане версию адвоката сразу же опровергли. «Государственное обвинение построено на том, что было 15 тел. Сам адвокат Челаха, насколько мне известно, сказал, что в том числе и это его заявление о 18 обнаруженных телах будет предметом исследования в суде», - заявил официальный представитель Генеральной прокуратуры Республики Казахстан Нурдаулет Суиндиков.

Еще до начала заседания подсудимый Челах прятал лицо, лишь изредка переглядывался с матерью, а потом и вовсе потребовал вывести прессу из зала. На следующий день в зале суда он пытался порезать себе вены куском пластика, оторванным от стула. Потом подсудимый и вовсе отказался присутствовать на судебных слушаниях. Судья решил проводить заседания без него. Адвокат же потребовал повторной психиатрической экспертизы. «Все эти действия за последние два месяца дают мне основания полагать, что, возможно, после экспертизы он мог заболеть душевной болезнью, которая попадает под понятие невменяемости», - сказал Серик Сарсенов.

Между тем на третий день судебного процесса сотрудники нацбезопасности обнародовали видеозапись, сделанную в камере СИЗО, где содержится Челах. На ролике видно, что рядовой подробно рассказывает своим сокамерникам, как убивал сослуживцев.

«Смотрю, начальник бегает голый. Возле двери ошивается, перепуганный, потерянный. Не вдупляется, что происходит. Я автомат заряжаю и к нему навстречу», - говорит голос в кадре.

Мать Челаха Светлана Ващенко уверена, что такое ее сын мог сказать только под действием психотропных веществ. «Я требую, чтобы у моего сына взяли анализы мочи, крови и что еще там нужно и все это в присутствии камер, и тут же было заключение», - сказала она.

В свою очередь дед пограничника Владимир Челах не сомневается, что это - подлог, а на видео - двойник. «Где-то на 75% уверен, что там участвует двойник. И хорошо подсаженная утка», - отметил он.

В зале же суда после этого видеопризнания мнения разделились. «Я верю, что он не виновен. Он не мог этого сделать, как один мальчик может убить 15 человек?» - выразил недоумение брат погибшего пограничника Талгата Сарсенбаева Нурлан Сарсенбаев.

«Это он убил моего сына! Он же сам на видео признается. Как не верить, если я все сама вижу!», - сказала мать погибшего пограничника Ерлана Акишева Гульнар Мухамбетова.

Чиновники же дело рядового Челаха стараются обходить стороной. Они ждут приговора. Если и отвечают на вопросы, то критикуют журналистов. «Вы посмотрите, что покажут по телевидению. Или хотя бы поприсутствуйте на процессе, когда будут оглашаться результаты оперативно-розыскных мероприятий. И вы увидите, с каким цинизмом он рассказывает, как убивал этих несчастных людей», - сказал первый заместитель Генерального прокурора Республики Казахстан Иоган Меркель.

По неофициальным данным, точку в этом громком уголовном деле поставят уже в середине декабря.