Где зимуют «путинские» стерхи

Рязань, 25 ноября. В сентябре, как известно, президент России Владимир Путин возглавил журавлиный клин, ставил редких птиц на крыло. Однако стерхов все же не решились выпустить в дикую природу. Где они зимуют, узнала корреспондент МТРК «Мир» Ирина Кузьминская.

Большинство видов журавлей занесены в Красную книгу. Например, стерх - это большой белый журавль - на грани исчезновения. На всю Западную Сибирь - всего 20 особей, среди них - и те, что выросли в Окском заповеднике в Рязанской области по особой методе «костюмного воспитания».

Пока птенцы маленькие их кормят в заповеднике из специального клюва. «Они не должны привыкать к образу человека. Потому что, если мы будем воспитывать их без костюма, они привыкнут, что человек - это друг, и в природе не будут бояться его, либо не слишком сильно. За это, естественно, могут поплатиться жизнью», - объяснила сотрудница заповедника Галина Носаченко.

Между тем накормить стаю стерхов - целая наука. У каждой птицы не только свой рацион, но и персональная посуда. Перепутаешь ведро - объявят голодовку. Да и характер у журавля не сахар! Стерхи - агрессивные, канадские - крикливые: так что к каждому виду - индивидуальный подход.

На заповедной кухне обычно замачивают зерно, режут рыбу, трут морковку и кабачки, не откажутся птицы и от яйца вкрутую. В общем, меню здесь даже разнообразней, чем в природе. «Честно говоря, очень любят творожок, если день не покормить творожком, будут очень скучать», - рассказал один из сотрудников заповедника.

Живут журавли долго - до 80 лет, если, конечно, человек не помешает, а пару создают раз и навсегда. «Признаком образования журавлиной семьи является унисон. Если они начинают кричать вместе, то это уже говорит о том, что у них есть какая-то связь друг с другом, какое-то понимание - в общем, налаживаются отношения», - рассказывает сотрудница заповедника Татьяна Кожанова.

После того, как здесь воспитают птенцов, их выпустят на волю.

За 30 лет сотрудники Окского заповедника «поставили на крыло» и, как здесь говорят, «вживили» в природу около 200 птиц. Могли бы и больше, но в период Перестройки, да и позже, держалось это хлопотное хозяйство исключительно на энтузиазме. «Финансирования никакого не было. Мы с трудом удержали эти питомники. Научным сотрудникам по шесть месяцев не платили зарплату. Нам казалось, что все - это коллапс, вся наша работа просто ушла в никуда. И то, что президент РФ Владимир Владимирович Путин нашел время обратить на это внимание, - это просто замечательно», - сказал директор заповедника Юрий Маркин.

На территории этого заповедника можно увидеть тех самых стерхов, которые летали с Путиным. Пока они серо-бурого цвета, но когда подрастут станут белоснежно-белыми. Здесь также хранится мотодельтоплан, который президент купил на свои деньги.

В сентябре по дороге во Владивосток на саммит АТЭС Владимир Путин сделал остановку на Ямале, чтобы лично возглавить журавлиный клин. У журавлей, выращенных в неволе, нет генетической памяти на миграционный путь, поэтому с берегов Оки самолетом их доставили на берега Оби. По задумке ученых, на Ямале их питомцы должны были обжиться, познакомиться с дикими сородичами и затем вместе с ними отправиться на юг, но для начала птенцов надо научить летать в стае.

«Дельтаплан обгоняют, пристраиваются к крылу слева, справа, сверху. Молодцы. Красивые ребята, симпатичные», - поделился Путин впечатлениями от своего полета с журавлями.

Однако эта попытка, увы, оказалась неудачной. Юных стерхов пришлось вернуть в заповедник. Орнитологи во всем винят журналистов президентского пула - правила не соблюдали, шумели, мешали. «Нас отвлекала от работы именно шумиха, а не президент. Он, в отличие от журналистов, был подготовлен к этому вопросу. Он знал, что такое журавли, как они летают, их скорости», - рассказал директор Окского заповедника Юрий Маркин.

Но ученые не отчаиваются, и будущей осенью продолжат эксперимент. Главное, говорят они, старт дан на самом высоком уровне, теперь важно, чтобы и рядовые граждане не подвели. «Мы рассчитываем на то, что люди, которые узнают об этом проекте, не будут беспокоить наших птенцов, не будут их стрелять, дадут им возможность загнездиться и вывести нормальных диких птенцов», - отметила ведущий научный сотрудник заповедника Татьяна Кашенцева.

Не стреляйте в белых журавлей, берегите черных, серых, канадских, даурских - просят люди и птицы из Окского заповедника!