Россия угодит в ловушку
На модерации
Отложенный
После кризиса производительность российской экономики почти не растет
– Россия в конце 2013 году достигнет уровня ВВП на душу населения в $16 000 (в ценах 2005 года). Согласно последним исследованиям, это означает, что страна входит в опасную зону – ей грозит попадание в «ловушку среднего дохода». На практике это может выглядеть, как 7 лет стагнации или целое потерянное десятилетие. Первые признаки приближения ловушки мы видим уже сейчас, считают экономисты «Ренессанс Капитала».
Мало какой стране удавалось без потерь перешагнуть магический рубеж в $16 000. Но у России есть шанс перескочить «ловушку», уверены главный экономист «Ренессанс Капитала» Иван Чакаров. Он оценивает его в 60% – в случае, если власти пойдут на все необходимые реформы. В противном случае, Россия не сможет выбраться из ловушки в течение многих лет, пишет «Финмаркет».
Эффект «ловушки», в которую попадают страны на полпути при переходе из категории «бедных» в категорию «богатых», известен уже несколько десятилетий. В 70-ые годы внезапная остановка после продолжительного «золотого века» случилась во многих странах Европы и в Японии. До этого аналогичную проблему испытали на себе США, где бодрый рост 60-ых сменился стагфляцией.
С тех пор в ловушку угодили многие другие страны Азии, Восточной и Южной Европы и Латинской Америки. Многие так и не смогли из нее выбраться – рост в них или стабилизировался на минимальном уровне, или, в некоторых случаях сменился продолжительным и глубоким спадом.
Все страны в момент внезапного замедления находились примерно на одном уровне экономического развития и имели схожий среднедушевой доход.
Наиболее известное исследование «ловушки» опубликовал известный экономист из Университет Калифорнии, Беркли, Барри Эйченгрин со своими коллегами в 2011 году.
Он собрал обширный статистический материал по всем случаям внезапного замедления. Эйченгрин рассматривал только те случаи остановки роста, когда:
1. До «остановки» среднегодовой рост за 7 лет превышал 3,5% (быстрорастущие страны).
2. За следующие после «остановки» 7 лет средний рост был на 2 процентных пункта в год ниже, чем за 7 лет до нее (глубокое падение темпов роста).
3. Страна к моменту остановки имела доход на душу населения не менее $10 000 (страны со средним доходом).
Затем Эйченгрин вычислил среднедушевой доход, при котором с наибольшей вероятностью происходит «попадание в ловушку». Оказалось, что он равен $16 740 в международных ценах 2005 года.
Список ставших жертвами «ловушки» довольно обширный:
Европа попала в «ловушку» в 1970-е годы – тогда как раз закончился «Золотой век».
В начале 1980х годов в нее угодили Сингапур и Гонконг.
В начале 1990х годов ее жертвой стала Япония, а затем в конце 1990-х годов в ней оказалась Корея и Тайвань. Затем по их пути последовала Аргентина.
США достигли «ловушки» в 1963 году и удачно через нее перескочили, чтобы снова угодить в нее в 70-ые. То же самое произошло в 1981 году в Великобритании.
Иван Чакаров из «Ренессанса Капитала» применил методологию Эйченгрина к России и другим странам БРИК и развивающегося мира. Он использовал данные Всемирного банка о ВВП на душу населения в ценах 2005 года. Для простоты Чакаров предположил, что экономики этих стран будут расти средними за последние 10 лет темпами перед тем, как достигнут ловушки.
В 2011 году ВВП на душу населения в России составил $14 809, в четвертом квартале 2013 года он составит $16 016 – Россия окажется на пороге «ловушки ликвидности».
Остальные страны БРИК достигнут ее лишь в следующем десятилетии: Китай в 2020 году, Бразилия в 2024 году, а Индия – в 2038 году.
После России в ловушке могут оказаться Казахстан – в 2016 году – и Турция – в 2017 году. Украина подойдет к этой границе лишь в 2029 году.
Чакаров нашел признаки того, что российская экономика приближается к ловушке: рост производительности факторов производства (TFP), то есть эффективность использования труда и капитала, с 2009 года растет очень медленно – всего 2% в год. В 1999-2007 годах он, напротив, рос взрывными темпами – на 5,3% ежегодно.
Именно замедление роста TFP, по Эйченгрину, и есть основная причина замедления экономик стран, попавших в ловушку. Можно сказать, что старая модель экономики и принятые в ней технологии больше не работают, и требуется их замена.
Рабочая сила сократится, причем по худшему демографическому сценарию. Согласно прогнозу ООН, рабочая сила уменьшится с 103 млн человек в 2010 году до 95 млн к 2020 году.
Деловая среда будет становится все мене привлекательной, а компании будут инвестировать все меньше капитала. Инвестиции снизятся с 25% ВВП в 2011 году до 21% к 2022 году.
Производительность факторов (TFP) будет расти всего на 1% в год.
А раз сами факторы – труд и капитал – не вырастут, то, пишет Чакаров, темпы роста России снизятся с 4,3%, – среднего значения за последние 7 лет, – до примерно 1,8%. К 2022 году рост ВВП замедлится до 1,3%.
Если же Россия сможет избежать «ловушки», то экономика вернется к докризисным темпам роста за счет роста вложения капитала и эффективности факторов производства:
В 2014-2020 годах средние темпы роста составят 4,5%.
Более быстрый рост экономики сделает Россию привлекательной для инвестиций. Инвестиции вырастут до 27,5% ВВП к 2015 году, а к 2022 году стабилизируются на уровне 27%.
TFP будет в среднем расти на 2,5%.
Но просто так перескочить ловушку не получится – нужны реформы, которые увеличат совокупную производительность факторов.
Без «ловушки» российская экономика будет расти в среднем на 4,5%
У России есть хорошие шансы избежать «ловушки стран со среднем уровнем дохода». Согласно Эйченгрину, шансы на то, что страна попадет в ловушку, зависят от 5 факторов: демографической нагрузки, открытости для торговли, доли потребления в ВВП, инфляции и «справедливости» обменного курса.
Чакаров проанализировал эти параметры для стран БРИК, дав им оценку от 0 до 3. Так, если страна набирает 15 баллов, то у нее высокие шансы миновать ловушку.
Россия набрала 9 очков, это означает, что ее шансы избежать ловушки равны 60%. Остальные страны БРИК набрали по 7 очков – у них шансы 50%.
У России худшие показателю по демографической нагрузке. Так отношение населения старше 65 лет к населению возрасте 15-64 года составляет 18% против 11% и 10% у Китая и Бразилии. Это повышает вероятность оказаться в ловушке. Россия по этому параметру получает 0 баллов.
Открытость торговли: если сумма экспорта и импорта составляет 96% ВВП, страна вряд ли окажется в ловушке. У России сумма равна 45,6% против 48,8% у Китая. По этому параметру Чакаров дал России 2 балла.
Вероятность замедления небольшая, если уровень потребления к ВВП составляет 62-64%. Россия с 66,9% близка к идеальному уровню. По этом параметру Россия получает 3 балла.
По оценке МВФ, российская валюта немного переоценена – на 0-10%, а, например, бразильский реал переоценен более чем на 10%. Это дает России еще 2 балла.
Самая низкая инфляция среди стран БРИК в этом году была в Китае, зато Россия в последние годы снижала инфляцию самыми быстрыми темпами. За этот параметр Россия получает еще 2 балла.
Впрочем, Чакаров не учел еще одно уточнение Эйченгрина. Для нефтяных стран вероятность попадания в ловушку отличается от стран «обычных», и скорее в худшую сторону.
Если Россия все-таки окажется в ловушке, то она может в ней застрять надолго. Это связано с тем, что доходы населения будут расти в любом случае, ведь население и рабочая сила сокращается, а значит работодателям придется завлекать немногочисленны работников высокими зарплатами. У правительства не будет необходимости проводить реформы, также как у населения – их требовать.
Даже попадание в ловушку вряд ли существенно изменит российскую политическую систему. ВВП будет расти, хоть и медленно, значительные резервы и возможность занимать помогут справиться с проблемой двойного дефицита – бюджета и платежного баланса.
Давление снизу на политическую систему будет небольшим, в итоге, нынешняя система сохранится. Российское население смирится с медленным ростом, ведь даже в 1980-ые годы стагнация не стала поводом для массовых протестов – потребовалась длительная и глубокая рецессия с высокой скрытой инфляцией.
У России на краю ловушки будет всего три сценария :
Правительство будет сопротивляться важным изменениям системы – борьбе с коррупцией и бюрократией, модернизации судебной системы и другим.
В этом случае России придется использовать резервы и занимать на внешнем рынке. Пока соотношение госдолга к ВВП позволяют ей это сделать, но долг будет расти, а ВВП – почти нет.
Выживание элиты будет напоминать то, как выкручивалась правящая греческая элита вплоть до 2012 года. Это опасный сценарий для Кремля.
Решение вопроса, как избежать ловушки, может прийти сверху.
Власти реально, а не на словах, начнут бороться с коррупцией и бюрократией, улучшать условия ведения бизнеса и т.д..
Однако это может подорвать их лидерство и в будущем стать причиной изменений политической ситуации. Зато Россия сможет избежать ловушки.
Это самый выгодный сценарий для России, а в «Ренессансе» видят довольно высокие шансы на его реализацию.
Население устанет от власти, и реформы случатся в революционном порядке. Это маловероятно, ведь несмотря на то, что экономика окажется в ловушке, ВВП на душу населения продолжит расти – у населения не будет стимулов что-то решительно менять.
На выборах в Думу в 2016 году и на президентских выборах 2018 года могут быть избраны силы, настроенные на проведение реформ. Но шансы на это также невелики.
Комментарии