Лошади- токсикоманы и фиаско Петра I
Лекарственное растение - ARTEMISIA TAURICA WILLD

Полынь таврическая - многолетнее травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных (Compositae) с вертикальным, деревянистым, толстым корнем, прямыми и жесткими ребристыми стеблями высотой 15-40 см. Листья черешковые, длиной 1,5-2,5 см, овально-продолговатые, триждыперисторассеченные; цветочные корзинки собраны в густые колосовидные соцветия, расположенные на концах ветвей.
В траве полыни содержится лактон таурицин С14Н14О3, новый сесквитерпеновый лактон тауремизин С15Н20О4 (К. С. Рыбалко), эфирное масло (0,5-2 %), состоящее из абинетола С10Н10О и пинена С10Н16. Растение ядовито (И. А. Гусынин). Отмечались отравления животных, особенно лошадей, главным образом в Прикаспийской низменности. Имеются сведения, что во время похода Петра I в Персию за одну ночь около г. Кизляра пало свыше 500 лошадей в результате отравления полынью таврической. Смертельная доза сухой полыни для лошадей равна 250-270 г. В медицине применяют лактон тауремизин.
http://sorvin.ru/=030
...сыскал я римскую полынь...
Вторая крупная эпидемия отравления спорыньей (из описанных) случилась в России в 1722 году во время персидского похода Петра. Это, казалось бы, общеизвестно (первая была зафиксирована в 1710 году в Прибалтике, но тогда она Петру помогла). На запрос "peter the great ergotism" гугл выдаст более 10 000 ссылок. Но не ищите описаний этой эпидемии в русскоязычной сети. Все ограничивается скупой строчкой в Брокгаузе. Видимо, непатриотично как-то об этом вспоминать. Для этого и сам персидский поход давно и часто переименовывают в «каспийский». И то правда, при чем здесь, казалось бы, Персия, не говоря уж о Турции? Ведь иначе придется задуматься, что это за напасть такая, погубив 20 000 людей и до 50 000 лошадей, не дала Петру развернуться в полную силу.
Причину сего конфуза нашел, оказывается, Джон Белл. Нет, не тот квантовый теоретик, а шотландский врач, участник похода. Доктор Джон Белл тогда быстро разобрался, о чем в своей книге (переведена на русский в 1776 году) потом и напишет — во всем, мол, была виновата «римская полынь» (главный компонент абсента в будущем), которую он отыскал у «дурной речки» среди дубов и «множества травы».
Там же, под дубами и на полях, сыскались и околевшие лошади:
«А поутру по полю и в лесу сыскано их [лошадей] около пятисот мертвых; что не за малое несчастие могло быть почтено в тогдашних наших обстоятельствах. Мы приписали сей случай полыни, коея оне наелись; да и легко могло статься, что была она тому причиною; чего ради остерегалися мы потом становиться в таких местах, где оная росла. Впрочем сии лошади не со всем у нас пропали, ибо наши калмыки питалися ими через несколько дней».
Видимо, после этого произошел падеж калмыков;) Приехавшему из Китая Джону Беллу, правда, простительно — ни в Азии, ни в Шотландии (овсянка, сэр, да) со спорыньей он не мог сталкиваться, а полынь и вправду ядовита. С тех пор полынь считается жутким смертельным ядом для лошадей, что во всех описаниях полыни отмечается. Догадались, на кого в этих описаниях ссылаются? Конечно же, на того самого Белла:«Интересен исторический случай; Петр Великий во время похода в Персию в 1722 г. потерял около г. Кизляра свыше 500 лошадей, отравившихся на выпасе полынью (Bell d'Antermony, 1722)»©
Такая вот трехсотлетняя рекурсия. Keyboard not found. Press anykey to continue. Еще раз повторюсь, полынь действительно ядовита (на Волге, правда, именно римская вообще не растет, но растет таврическая), и лошади-наркоманы полынь любят, ценят алкалоид туйон, могут и отравиться, но чаще описывается это так:
«Путешествуя по отдаленному гористому региону Афганистана, Эрик Ньюби отметил, что его лошади часто останавливались, чтобы поесть полыни, „artemisia absinthium, к корню которой они имели зловещую тягу“. От этого они становились „чрезвычайно резвыми“». (©Бейкер Ф. Абсент)
К тому же, в данном случае, несмотря на отгоняние лошадей от полыни, оные лошади почему-то продолжали окочуриваться в еще больших количествах. Профессор Брикнер в своей «Истории Петра Великого» цитирует фразу из письма Петра к сенату от 16 октября 1722: «лошади падали массами, в одну ночь не менее 1700», но никак это не комментирует. Хотя ранее в той же строчке упоминает, что «провиантские суда пострадали от бурь». Видимо, мы должны предположить, что севшие на мель провиантские суда в падеже лошадей и виноваты. Это письмо Петр задним числом пишет, уже из Астрахани, поход ему пришлось свернуть еще 29 сентября. http://absentis.livejournal.com/63374.html?thread=2492046
Комментарии
Не предупреждение ли свыше было: " Царь, на кой чёрт тебе Кавказ?"