Куда движется Россия?
Куда движется Россия?
Последнее пробное заявление М. Д. Прохорова о необходимости ликвидации национальных республик в России, заявление одного из идеологов партии «Правое дело» о смене программы партии с демократической на национал-патриотическую, начало дискуссии вокруг разрабатываемой Стратегии по национальной политике России и острая реакция одного из патриархов, строителей российского федеративного государства, экс- президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева по поводу обострения межнациональных отношений дали повод к небольшому анализу прошедших, происходящих и будущих событий в России.
Так что же означает заявление М. Д. Прохорова перед широкой аудиторией о необходимости ликвидации национальных республик в России? По сути, это призыв к изменению государственного строя. Это новая революция или контрреволюция с возвратом к системе управления по типу царской России. И он не одинок в своем стремлении. Нарастание русского национал-патриотического движения, отсутствие какого-нибудь отпора со стороны властей, даже заигрывание с этими движениями говорят о многом.
Это означает, что Россия потихоньку сползает на путь ликвидации своей Конституции, Конституции федеративного государства. Почему это происходит?
Я думаю, есть одна самая главная причина - удержать власть любой ценой в руках силовиков, зараженных имперским мышлением. Та власть, которая досталась в результате нескольких политических пертурбаций, начиная с событий 1991 года, затем 1993 год и, наконец, 1999 год, изначально определила вектор развития России.
Попытка переворота 1991 года, затем распад СССР и приход к власти «семьи», которая, несмотря на декларации о приверженности к демократии, управляла страной авторитарно. Первоначальные попытки реально развивать демократию в стране, а это прямо связано с развитием и федеративных отношений в стране, методами управления страной, которые применялись «семьей» и ее окружением, свели все к чистым декларациям, чтобы только получать одобрение со стороны Запада своим действиям. И 1993 год стал переломным моментом в истории страны, который продемонстрировал всем, как могут поступить с теми, кто пойдет против этой власти. И война в Чечне тому пример. Но и как альтернатива - Договор о взаимном делегировании полномочий с объявлением об объединении Татарстана с Россией как ассоциированного государства с конфедеративным статусом в том же году. И далее все еще могло пойти по другому пути. Но власть в Москве реально не желала делиться полномочиями. Хотя и в самом договоре все эти полномочия почти полностью и так были переданы Москве, но и этого было мало. Было желание этот дележ полномочий между субъектами убрать вообще и сделать так, чтобы только Москва сама решала, какими полномочиями себя наделять, а какие отдавать субъектам, и часто без соответствующего финансового наполнения.
Можно сказать, что с 1990-го и по 1994 год были годами поиска и надежд на правильное устройство государства, которое вначале называли СССР, а затем уже только Россией. Нежелание Горбачева принять новые реалии, принять и подписать новый Союзный договор привело к развалу СССР и его уходу со сцены. Но Ельцин, а скорее его окружение, пока не укрепились во власти, начали новую игру с национальными республиками, игру кота с мышками. В действительности они реально ни о каком развитии федерализма и о новых отношениях с национальными республиками и не помышляли.
И чтобы как-то смягчить все разногласия, власть в Москве позволила определенную вольницу уже для самих местных властей, местных чиновников. Например, особую форму приватизации, которая позволила местным властям не потерять контроль над большими и средними предприятиями. Раз они стали говорить, что они подразумевают не о политическом наполнении понятия «суверенитет», а о чисто экономическом, сведя всю борьбу за «суверенитет» к чисто экономическим требованиям. Но и здесь была проявлена хитрость. Были предприятия, которые давали доходы, и были те, которые нужно было просто содержать за счет республиканского бюджета. Москва в то время фактически от них отказалась. Это были в основном оборонные предприятия и авиастроение, да и КамАЗ вместе с городом стоял в то время. Так что это был своеобразный баланс, вы берете проблемы на себя, ну и нефтянку получаете. Замечу, даже не в собственность для тех, кто во власти, а в республиканскую собственность, которую затем можно было всегда легко отжать. А тем более что это еще и крючок, когда можно дать возможность что-то и заглотнуть. И, конечно, было и не без этого. В то время как вся Россия жила по принципу «грабь все, что плохо лежит в лохматые годы», не могла же небольшая по размеру национальная республика, находящаяся в самом центре большой страны, жить по другим законам. Она и так держалась из последних сил, не допуская разграбления по частям всей нефтехимии, содержала оборонку и в то же время проводила политику «мягкого вхождения в рынок».
И те, кто постоянно говорит о том, что дал суверенитет обычным жителям республики, забывают или намеренно вводят в заблуждение о том, что реального суверенитета, конечно же, и не было. То есть ни жители, ни власть в республике реальной властью не обладали. Власть в республике играла в навязанную ей игру, но силы, конечно, были не равны. Но вот «мягкое вхождение в рынок» уже все позабыли. Когда, пользуясь административным ресурсом, заставляли тех, кого сегодня не очень уважительно называют выходцами из аулов, продавать хлеб, молоко, мясо, масло и другие продукты намного ниже по цене, чем продавали на рынке. Были и свои монетки, которые раздавали в городе многодетным, живущим ниже прожиточного минимума, чтобы они могли покупать все эти продукты по очень низким ценам. Замечу, что эта политика поддержки городского населения подняла авторитет местной власти, но резко ухудшила условия жизни на селе, в ауле. По сути, крестьяне работали себе в убыток, еле сводя концы с концами, а многие были вынуждены все бросать и уезжать в города, особенно молодые. И это продолжалось достаточно долго, но зато мы могли говорить, что продуктовая корзина у нас одна из самых дешевых в стране. Татарские аулы для поддержки картинного «суверенитета» вычищались в пользу тех казанцев, кто сегодня рассуждает с пренебрежением об аульных нравах во власти в республике.
После прихода Путина к власти, а вместе с ним и силовиков, в 1999 году все разговоры об особом статусе Татарстана были прекращены. И разгром чеченцев, и молчание Запада стали убедительной демонстрацией намерения властей, как они будут вести дела с национальными республиками и с их руководителями в случае их строптивости.
К 2001 году почти все, что хоть как то напоминало о декларированном суверенитете, было ликвидировано. Остались маленькие штрихи - название главы региона (президент) и статус татарского языка как государственного на территории республики. Все министерства были переподчинены Москве, весь бюджет строится по остаточному принципу - все, что останется после того, как Москва заберет, можете распределять, но и то по указанию правительства из Москвы. Рука не поднимается написать федерального правительства.
Так зачем же еще поднимать какие-то вопросы, связанные с ликвидацией национальных республик в России? Что еще тут ликвидировать? Даже с названием главы уже решили, да статус татарского языка под многочисленным и скоординированным давлением размывается. Да и кто может обидеть русских? Против кого они выступают? Против гастарбайтеров, но проблема не в них, а в той системе, которая их приглашает на работу. Заполняйте их рабочие места, и никто к вам не приедет. Или они хотят иметь безропотных, бессловесных и очень дешевых рабов? Или они против проживания других народов в России, но у многих это их исконные земли. То же самое было и перед распадом СССР. Сейчас уже как-то подзабыли, но в те времена тоже, как грибы после дождя, начали возникать всякие движения, вплоть до фашиствующих, которые требовали суверенитета для русских в СССР. Ими тоже управляли откуда-то. Они то исчезали, как по мановению волшебной палочки, то вдруг опять появлялись, когда нужна была демонстрация.
Но думаю, есть тут очень дальний прицел. И дело не в том, что хотят убрать национальные республики, чтобы не было в дальнейшем возможности разрушить Россию. Она, эта возможность, всегда существует вне зависимости, есть такое деление или его нет. Царская Россия канула в Лету вне зависимости, были там национальные республики или нет. А ведь в то время и национальное сознание многих народов России было на достаточно низком уровне, и информационные и культурные связи отсутствовали. Хотя карательная система была и работала вполне успешно, сажали в тюрьмы и отправляли по этапу многих недовольных системой.
А ситуация складывается так, что нас через пять-шесть лет, максимум семь лет, ожидает такой экономический кризис, который и не снился СССР перед его развалом. И главная причина в том, что «жизни после нефти» в России не получилось. Все потуги центральной власти начать разные проекты при Медведеве провалились. Реформы образования, науки, здравоохранения ни к чему реальному не привели. Да и не могла любая реформа, даже если бы она была проведена с умом, дать в такие короткие сроки отдачу. А уж тем более когда корысть чиновников превышает все разумные пределы. Проекты типа «Сколково» - пустое, не решают они главной проблемы - Россия в такие короткие сроки не сможет нагнать в своем технологическом и научном развитии передовые страны.
А срок в шесть лет - это срок, когда продажа нефти и газа за рубеж станет почти невозможной. Надо будет резко сократить свое внутреннее потребление, но это означает, что мы очень быстро лишимся всех накопленных золотовалютных запасов. Да и их не так уж и много, если сравнивать эти запасы с общим долгом страны на сегодняшний день - почти один к одному. Запасы нефти и газа иссякают, вот причина всех дерганий власти. Власть в цейтноте, времени в обрез, а решения нет. Это не означает, что через шесть лет вообще нефти не будет, ее просто не хватит и на продажу за рубеж, чтобы покрывать все потребности страны в импорте, и на достаточное внутреннее потребление. Если снизить внутреннее потребление, будет коллапс экономики. Но вот через десять-пятнадцать лет нефти уже и для внутреннего потребления будет не хватать, ее просто не будет.
Этот кризис в отличие от кризиса в СССР неустраним. Распад СССР произошел на фоне очень низких цен на нефть и газ, а кризис, перед которым стоит Россия, будет на фоне довольно высоких цен на нефть и газ. Но России от этого только будет хуже. Перевести всю экономику на новые рельсы уже в обозначенные сроки невозможно. Закрыть свою экономику от внешнего мира и перевести ее на карточную систему тоже не удастся. Мы привыкли все же жить другими мерками, да это будет означать изоляцию от всего остального мира.
Остается сделать превентивные или упреждающие действия. И одна из таких мер - искусственно созданные проблемы, чтобы управлять хаосом, который может возникнуть в стране. Вот для этого нет ничего самого простого и надежного, как создать раскол по национальному признаку в стране. Ату их, вот кто разваливает страну, вот кто виноват.
Тот же Андропов, продумывая свои возможности по управлению страной, не исключал и такой способ. Элита будет занята и будет в постоянном напряжении, население будет занято разборками, да и страх будет, а если всем этим процессом умело управлять, то и дивиденды можно будет снимать. Тогда власть у очень узкого круга лиц останется и далее, несмотря на тот надвигающийся экономический кризис. Вполне возможно, что ученики Андропова и далее играют на этой доске по тем же правилам и с теми же фигурами. Андропов ведь тоже знал о ситуации с экономическим положением страны и всего соцлагеря.
А вообще к чему все это может прийти? Думаю, ни к чему хорошему. Такие конфликты не укрепляют страну, даже если сама власть будет чувствовать себя вполне уверенно. Ведь кроме внутренних проблем у России, как только проявятся симптомы экономического кризиса, начнутся и внешние. С внутренними на какой-то короткий промежуток времени можно разобраться, например, действительно ликвидировать национальные республики, разобраться с недовольными и реально воплотить лозунг русских национал-патриотов - «Россия для русских», управляя страной через призму интересов русского народа, подавляя и ущемляя интересы других народов в России. Это ведь тоже было, например, в той же царской России. Все управление, вся власть от самого верха до самого низа была у русских. Это, конечно, крайний вариант, но и его исключать нельзя.
Но вот у ослабленной России множество вариантов и в дальнейшем развитии событий, и большинство из них при нынешних тенденциях ведет к ее распаду, хотя она и не будет разделена на национальные республики. И распад будет не по существующим национальным границам.
И. З. ИЛАЛДИНОВ
Газета “Звезда Поволжья” № 43, 22 ноября 2012 года, Казань
Другие материалы газеты на сайте http://www.zvezdapovolzhya.ru/
Комментарии
...Воюют не люди! Воюют ИДЕИ...
...А "воинственные идеи" витающие в воздухе это идеи борьба номенклатурных кланов за пост "главного бандерлога"! Ослабление Путина,- "наезд" на Сердюкова! Мобилизация Путинских сил,- увод Сердюков и его Бабы из под удара закона! (Друзьям все! Врагам закон!)...
...То не удивительно, что противоборствующие номенклатурные группировки будут в еще более крупных маштабах "ворошить муравейники"...