Честь командира. Дело под Салтановкой.

 

 

Люди того времени легко относились к войне, возможно, еще и потому, что попадали на нее еще детьми. То, что должно быть ужасно, было для них обычно с детства. Князь Петр Багратион впервые попал на войну в 17 лет. Тогда же в одном из боев он был ранен и попал в плен, но горцы вернули его в знак уважения к его отцу. В 1787 году на одну из бесчисленных русско-турецких войн приехал 16-летний Николай Раевский, будущий герой войны 1812 года. После этого неудивительно, что в Отечественной войне при нем были сыновья - 17-летний Александр и Николай, которому и вовсе было 11 годков. Под Салтановкой, когда измученные за десять часов боя войска стали пятиться, Раевский пошел вперед с сыновьями. «Меньшого, Николая, он вел за руку, а Александр, схватив знамя, лежавшее подле убитого в одной из предыдущих атак нашего подпрапорщика, понес его перед войсками. Геройский пример командира и его детей до исступления одушевил войска», – писал внук Раевского Николай Орлов, чьи воспоминания были потом опубликованы в журнале «Русская старина».


Казалось бы, эпизод, деталь.
Корпус Раевского из 2-й русской армии генерала Багратиона сразился с корпусом одного из самых знаменитых наполеоновских маршалов - Даву. Наших было 15 тысяч человек. Противников - 28.
С одной стороны, путь к соединению двух русских армий был открыт. И это соединение вскоре произойдет. Но, с другой стороны, шанс разгромить авангард французской армии был упущен. С армией Даву Багратион и Раевский встретятся еще раз. На Бородинском поле.
По мнению многих историков Бородино началось под Салтановкой. В переносном конечно смысле.