12 главных проблем музеев России: галереи ищут новые формы жизни

На модерации Отложенный


80 процентов российских музеев, а их по стране более двух с половиной тысяч, находятся в зданиях, которые не приспособлены для хранения и представления коллекций. Именно в таком положении вот уже 30 лет единственный в мире дом-музей первой женщины-математика Софьи Ковалевской. Областные власти пока только обещают 20 миллионов рублей на реконструкцию. Финансирование – одна из главных тем, которую обсуждали уже в Москве в залах Третьяковской галереи. Именно там музейное сообщество встретилось с правительственными чиновниками.

Они называют это событие историческим. Даже корифеи музейного дела не помнят таких встреч последние лет 10 – чтобы за круглым столом два десятка руководителей ведущих галерей, чтобы диалог о наболевшем с представителями власти, чтобы быть услышанными.

"Телевизор есть практически в каждом доме. И если эти программы подготовлены под музеи, причем не только под отечественные, по мировым музеям, то, что делают во Франции, например, есть целые программы. Где показывают Лувр, и их нужно показывать", — делится своими предложениями директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.

Проблема "номер один" – как привести людей в музей. Директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова уверена одной рекламой не обойтись, необходимы современные технологии. 3D-экскурсии в Интернете, анонсирующие выставки, как в парижском Лувре. Приложения-гиды для мобильных, как в Эрмитаже или в нью-йоркском историческом музее. Высокобюджетные фильмы об экспонатах, как те, что показывали в СССР, вспоминает вице-премьер правительства Ольга Голодец. Только на другом уровне.

"Такая интерактивная экскурсия в музей в интерактивном режиме должна быть у всех.

Это не заменяет всего остального, но тут трудно не согласиться с Ириной Александровной, это такая современная форма. Мы подумаем, как это сделать, как сделать качественный продукт", — подчеркивает вице-премьер Ольга Голодец.

Ольга Голодец по ходу заседания составляет план действий. Уже к новому году планируется создать рабочую группу по вопросам Государственного каталога музейного фонда. Специалистам предстоит разработать новую "систему" переписи экспонатов и исправить ошибки.

"В одном из муниципальных музеев нашей страны в соответствии с нашим каталогом хранится, как пишут в этом каталоге, Джоконда, автором которой является Леонардо Д.В.", — привел в пример одну из ошибок директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Ольга Голодец рассказывает, что для нее, мамы двоих детей, попасть в музей с семьей в будний день – из области фантастики. Как правило, все закрыто уже после шести.

Министр культуры Владимир Мединский заверил: со следующего года в один день галереи по всей стране будут работать допоздна. Сейчас в таком режиме – только Исторический музей, Музей Востока, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, а также Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

"С января 2013 года все федеральные музеи Москвы переходят на работу до 21:00 не менее одного дня в неделю по четвергам. Остальные музеи, находящиеся за пределами Москвы, согласно традициям, сложившимся в регионах", — пояснил министр культуры России Владимир Мединский.

Введение продленного дня к 2016 году увеличит посещаемость до 143 миллионов человек, подсчитал министр культуры. Для сравнения, в этом году на выставку по разу сходили только 86 миллионов. Возрастет, по словам министра культуры, и число самих музейных экспонатов. Но только в том случае, если будут возрождаться традиции меценатства.

Чтобы упростить процедуру передачи экспонатов от частных лиц в музей, во втором чтении уже принят специальный закон. Он освобождает от НДС все культурные ценности, ввозимые на территорию страны.

"С нас берут большие налоги. Нас это волнует больше, чем снятие налога при ввозе культурных ценностей, потому что это разовые ситуации, а налог на прибыль – это постоянная величина", — смеется директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Такие заседания станут традицией, надеются музейщики. И тогда разговор о наболевшем будет не историческим событием, а обычным рабочим заседанием.