Выдавливать из себя ... "крысу"

На модерации Отложенный

«Дидье Дезор, исследователь лаборатории биологического поведения университета Нанси (Франция), с целью изучения плавательных способностей крыс, поместил в одну клетку шесть зверьков. Единственный выход из клетки вел в бассейн, который необходимо было переплыть, чтобы добраться до кормушки с пищей.

В ходе эксперимента выяснилось, что крысы не плыли вместе на поиски пищи. Все происходило так, как будто они распределили между собой социальные роли: были два эксплуататора, которые вообще никогда не плавали, два эксплуатируемых пловца, один независимый пловец и один неплавающий козел отпущения.

Процесс потребления пищи происходил следующим образом. Две эксплуатируемые крысы ныряли в воду за пищей. По возвращении в клетку два эксплуататора их били до тех пор, пока те не отдавали свою еду. Лишь когда эксплуататоры насыщались, эксплуатируемые имели право доесть остатки пищи.

Крысы-эксплуататоры сами никогда не плавали. Чтобы наесться досыта, они ограничивались тем, что постоянно давали взбучку пловцам. Автоном (независимый) был довольно сильным пловцом, чтобы самому достать пищу и, не отдав ее эксплуататорам, самому же и съесть. Наконец, козел отпущения, которого били все, боялся плавать и не мог устрашать эксплуататоров, поэтому доедал крошки, оставшиеся после остальных крыс.

То же разделение — два эксплуататора, два эксплуатируемых, один автоном, один козел отпущения — вновь проявилось в двадцати клетках, где эксперимент был повторен.

Чтобы лучше понять механизм крысиной иерархии, Дидье Дезор поместил шесть эксплуататоров вместе. Крысы дрались всю ночь. Наутро были распределены те же социальные роли: автоном, два эксплуататора, два эксплуатируемых, козел отпущения.

Такой же результат исследователь получил, поочередно поместив в одной клетке шесть эксплуатируемых крыс, затем шесть автономов и шесть козлов отпущения.

В результате выяснилось: каков бы ни был предыдущий социальный статус индивидуумов, они всегда, в конце концов, распределяют между собой новые социальные роли.

Опыт был продолжен в большой клетке, куда посадили 200 особей. Крысы дрались всю ночь. Утром трех крыс, с которых содрали шкуру, нашли распятыми на сетке. Мораль: чем больше в крысином стаде численность населения, тем больше крысиная элита проявляет жестокости по отношению к эксплуатируемым и козлам отпущения.

В то же время проявились некоторые отличия: в большой клетке крысы - эксплуататоры создали иерархию своих заместителей, чтобы с их помощью навязывать свою власть другим крысам и даже не утруждать себя непосредственно террором эксплуатируемых крыс и козлов отпущения.

Исследователи университета Нанси продолжили эксперимент, исследуя мозг подопытных крыс. Они пришли к неожиданному на первый взгляд выводу, что наибольший стресс испытывали не козлы отпущения или эксплуатируемые крысы, а как раз наоборот — крысы - эксплуататоры.

Несомненно, эксплуататоры очень боялись потерять свой статус привилегированных особей в крысином стаде и очень не хотели, чтобы однажды их самих вынудили работать.»  http://www.elektron2000.com/werber_0299.html

 

Вот такой «крысиный механизм» или животное начало, если угодно. А хочется больше человеческого.

«Крысиный» капитализм сильно был напуган, когда одна из стран провозгласила равенство и братство на своей территории. И хотя страну, в конце концов, «крысиный механизм» всё таки подточил, человеческие ценности (братство, равенство, милосердие к слабым и т.п.), пусть отчасти декларативно, были нам продемонстрированы.  

Приходится только сожалеть, что люди, у кого есть совесть, не могут пока противостоять людям-«крысам». Старшее поколение, я думаю, сейчас с ностальгией вспоминают те времена, когда милиционеров не боялись, на начальников была управа, а любой человек «с головой» мог стать выдающимся, да и кем угодно, если бы захотел.

Но разговор не об этом. А вот о чём. Подросткам, согласно ли вышеозначенного принципа или какого другого, присуще объединяться. И в силу крайне небольшого жизненного опыта вожаками таких объединений часто становятся более жестокие, безжалостные, изворотливые и бездушные, если угодно, сверстники. Любой человек найдёт в своём личном опыте такие примеры, с «лидерами-крысами», «эксплуатируемыми» и «изгоями». Взрослея, подростки могут из «изгоев» превращаться в «лидеров», а из «лидеров», наоборот, в «изгои». Это уж от морального облика и степени воспитанности всего общества зависит.

Сейчас, после «крысиной разборки» в лихие 90-е, наша мораль находится в худшем состоянии, чем тридцать лет назад. Создан класс «крыс-эксплуататоров» и «суперкрыс». Молодёжи закрыты не только социальные лифты для карьерного, научного роста, но так, же социальные льготы и в первую очередь – доступное жильё. Остаётся либо быть эксплуатируемыми, (а их положение всё ухудшается, так как «эксплуататоры» нагуливают аппетит и расширяют ряды) либо быть в услужении у «эксплуататоров».

Немного отвлекусь. Почему переаттестация не помогла исправить ситуацию в полиции? Да потому, что «крысы» переаттестовывали «крыс». Мне не важно, знает ли полицай (кстати, не знаю как правильно говорить) хорошо законы или нет, мне важно, чтобы он не мог от нечего делать поднять дубинку на собрата, или если хотите не был этой дубиной, которой размахивает «крыса-эксплуататор». Ведь этой крысе-то и важно, чтобы в его руках была «дубина»- подлец, а не человек думающий и милосердный.

И религия это тоже способ управлять людьми. Так вот, не стоит нам поощрять создание «православных» дружин, да и любых других (мусульманских, атеистических… и т.п.). Потому что, в первую очередь там соберутся «крысы-подлецы». Провозглашая милосердие, братство, разве можно шнырять между собратьями и сильничать? Нормальный человек на такое не пойдёт, так зачем нам давать волю «крысам». Они и так умеют подбирать «своих защитников».

Вот и получается, что сейчас главная задача, не национальная политика, не государственная религиозная политика, даже не экономика, а главная задача «учиться выдавливать из себя…» «крысу». И учить этому подрастающее поколение, авось они-то окажутся справедливее и умнее нас.