Ошибка Мазепы

«Это – не преступление, это хуже.

Это, господа, – ошибка!»

Шарль Морис Талейран
/


Описание витка спирали для Малороссии не может быть полным без очерка об Иване Мазепе, человеке, всю жизнь ставившему на победителя и, следуя этому правилу, в конце жизни допустившему роковую ошибку, стоившую ему всего, что было достигнуто за 68 лет жизни.

Иван Степанович Мазепа-Колединский (1639 – 1709 гг.) по своему происхождению принадлежал к православной шляхте. Его отец, Адам-Степан, участвовал в освободительной войне, но не принял Переяславскую раду и впоследствии примкнул к Выговскому, порвавшему с Москвой. Сам Мазепа, получив образование сначала в Киеве, а затем в иезуитском коллегиуме в Варшаве, оказался в качестве «комнатного дворянина» при дворе польского короля Яна-Казимира. По одной из версий, он соблазнил жену некоего шляхтича и был вынужден бежать в Малороссию. По другой версии, Мазепа принял участие в походе короля на Левобережье и там отстал от войска для того, чтобы сменить своего заболевшего отца в должности черниговского подчашего. В 1669 году он переходит на службу к правобережному гетману Дорошенко, принявшему протекторат Турции, где делает карьеру и становится войсковым писарем.

В 1674 году Мазепа был послан с дипломатической миссией в Крым, но по пути попал в плен запорожцев, которые передали его левобережному гетману Самойловичу. Здесь он откровенно рассказал о замыслах своего начальника и был отправлен в Москву к боярину Артамону Матвееву, занимавшемуся малороссийскими делами, на которого произвел очень хорошее впечатление. Мазепу отпустили назад в Гетманщину. Самойлович взял его к себе на службу в качестве воспитателя своих детей, затем сделал войсковым товарищем и, впоследствии, генеральным есаулом, т.е. своим заместителем.

В 1687 году московско-казацкие войска под командованием князя Василия Голицына (фаворита царевны Софьи Алексеевны) предприняли поход на Крым, который оказался неудачным. Голицын был не прочь найти и предъявить Москве виновного в этом. Кстати для него во время стоянки войска у реки Коломак ему поступил донос от казацкой старшины на своего гетмана. Роль Мазепы в этой интриге непонятна, но именно он воспользовался ее плодами. Голицын предпочел доносу поверить, и Самойловича сместили. В качестве кандидата в гетманы (скорее всего, неожиданно для остальных старшин) им был предложен Мазепа. Впоследствии это решение тогда всемогущего князя объясняли тем, что Мазепа дал ему большую взятку. Вероятно, так и было, но мне кажется, дело не только в деньгах. Прошедший школу варшавского двора шляхтич был симпатичнее и «классово ближе» рафинированному московскому аристократу, чем суровые казацкие полковники. Мазепа был избран.

Московским правительством была поставлена перед ним задача «Народ Малороссийский всякими мерами и способами с Великороссийским народом соединять ...». Нужно сказать, что новый гетман старался ее решить.

В августе 1689 года Мазепа приезжает в Москву и попадает в обстановку переворота, произведенного Нарышкиными. От власти отстраняется царевна Софья Алексеевна, а вместе с ней и благодетель гетмана князь Василий Голицын. Соперники ждут и падения Мазепы, но этого не происходит. Новая власть устраивает ему теплый прием и утверждает в его должности. Н. Костомаров писал, что Мазепе «удалось очаровать молодого Петра». Наверное, это так, но от гетмана потребовали и доказательств его преданности. Мазепа дал компрометирующие В. Голицына показания, где, в частности, утверждал, что по его приказу передал князю часть имущества Самойловича: 5 тысяч червонцев, 3 пуда серебряной посуды и другие ценности.

Многие обращали внимание на ту легкость, с которой Мазепа расставался с теми, кто его продвигал по карьерной лестнице, и переходил на сторону победителя. Так, он «сдал» Дорошенко Самойловичу, Самойловича – Голицыну, Голицына – Петру Первому. Недаром одной из его любимых книг был «Государь» Маккиавелли.

Петру Мазепа будет верен долгие 19 лет. И для этого есть причины. Изменилась сама Гетманщина, как и ситуация вокруг нее. К этому времени становится ясным, что Речь Посполитая идет к упадку. Пример Дорошенко и Юрия Хмельницкого показал, что опора на Турцию бесперспективна. Возможностей для маневра у Гетманщины просто нет.

Почти исчез тот слой вечных бунтарей, появившийся в ходе освободительной войны и ставший питательной средой для всяких «шатостей». Те, кого не устраивала спокойная жизнь на Левобережье, могли либо уйти в Запорожье, либо поучаствовать в восстаниях в польской части Малороссии, где они сменяли друг друга. Нельзя, конечно, сказать, что это спокойствие совсем уж не нарушается. Время от времени возникают социальные волнения, вызванные тем, что казачья элита, получив земельные владения, переходит к их эксплуатации и, соответственно, к эксплуатации крестьян-арендаторов. Барщина, где она есть, увеличивается с одного дня в неделю до двух; увеличивается и оброк. Вводятся новые налоги. Все это приводит к росту социальной напряженности, но она значительно ниже той, что существует у поляков.

Усиливается дифференциация внутри казачества. Полковники стремятся сделать свои должности наследственными, устранить «черную раду» от управления делами полков. При Мазепе появляется статус «бунчужных товарищей», т.е. привилегированных казаков, которые привлекаются к совету и дела которых рассматривает только Генеральный суд. В своих спорах о вольностях и налогах казачество (как старшина, так и рядовое) и остальное население все чаще в качестве арбитра привлекает московских должностных лиц. Естественно, это устраивает Москву.

Идет успешное экономическое развитие Левобережья, чему способствует его медленное вхождение в единый общероссийский рынок. Показателем является строительство многочисленных церквей и колоколен. Только за счет Мазепы таковых будет выстроено более двадцати!

Между царем и гетманом утверждаются прекрасные и даже доверительные отношения. Петр спрашивает советов Мазепы по дипломатическим и военным вопросам. Гетман послушно участвует во всех военных предприятиях царя. В 1690 году он ведет боевые действия против Крыма, в 1696 году казаки обеспечивают взятие Азова. В результате «за многие его в воинских трудах знатные и усердно радетельные верные службы ... чрез 13 лет» 8 февраля 1700 года Петр Алексеевич в Москве лично вручает Мазепе только что учрежденный орден Андрея Первозванного. Раньше его этот орден получил только фельдмаршал (и друг Мазепы) Ф.А. Головин. Теперь Иван Степанович титулуется «Гетман и Кавалер Царского Пресветлого Величества Войска Запорожского обеих сторон Днепра».

У Мазепы довольно сложные отношения со старшинами. Вечную проблему для него представляют запорожцы, критикующие его за отход от казачьих принципов управления, нарушение вольностей, неувеличение жалованья и корыстолюбие. С Запорожья идут призывы к бунту, обращенные к социальным низам. Бунтов Мазепа не допускает. Недовольные пишут в Москву доносы на гетмана. Петр категорически отказывается принимать какие-либо обвинения в адрес Мазепы. Царь понимает, что обвинения в злоупотреблениях и финансовой нечистоплотности имеют основания, но закрывает на них глаза (что он до поры до времени делает и по отношению к А. Меньшикову), поскольку считает Мазепу своим верным помощником в деле построения новой России.

Мазепа за эти годы становится одним из самых богатых людей России. В Малороссии ему принадлежат 19654 двора, в Великороссии – 4117 дворов. Считается, что на его землях жило более 100 тысяч душ. Маркевич в своей «Истории Малороссии» отмечал, что только в Белой Церкви у Мазепы хранилось наличными более 2 млн рублей и еще более лежало в Киево-Печерской лавре.

Начинается Северная война. Уже в мае 1701 года по приказу царя Мазепа с войсками отправляется в Лифляндию. По итогам боев он слышит нелицеприятные высказывания относительно боеспособности казачьих полков.

В них назначаются офицеры «со стороны», в т.ч. и иностранные, которые занимаются муштрой казаков, что вызывает их недовольство. Снова начинается ропот запорожцев, который переходит в «шатость». Мазепа предлагает царю в случае, если их кошевой атаман Константин Гордиенко не поймет ласковую речь, обстрелять его ставку из артиллерии: «А буде бы и так не исполнит, то несколько десять бомб сбросить». Самого Гордиенко он называет «псом нечестивым».

В июле 1704 года войска Мазепы вступают на Правобережье. Дело в том, что там идет антипольское восстание Семена Палия, который занял Белую Церковь. Поляки, союз с которыми очень нужен царю, обвиняют Петра и Мазепу в поддержке восставших. Петр вынужден отдать приказ об аресте Палия, который и выполняет Мазепа.

Летом 1705 года корпус во главе с гетманом направляется к Львову для борьбы с польскими магнатами, перешедшими на сторону шведов. Эта задача им выполняется успешно и казаки располагаются на зимние квартиры в Дубно. Фактически вся Малороссия находится под властью Мазепы. По указу царя он даже начинает сбор налогов на Правобережье. Но именно зимой 1705-1706 гг. Мазепа впервые высказывает серьезное недовольство царем. Его привел в бешенство указ о переформировании двух казачьих полков в драгунские. Я не думаю, что Мазепа не понимал, что действительно есть необходимость в реформе казачьего войска, т.к. оно не соответствовало текущей войне. Вероятно, его бешенство вызвало то, что от него в очередной раз потребовали жертв, а в это время он уже был не уверен в том, что находится в лагере победителей.

Именно тогда Мазепа получил первые предложения о переходе на сторону шведов и их ставленника на польском троне С. Лещинского. Они были ему сделаны через княгиню А. Дольскую, с которой он имел «денные и ночные конференции». На этот раз он сообщил о них Петру. « Вот глупая баба, хочет через меня обмануть его царское величество», – скажет Мазепа. Чуть позже он напишет Дольской, что требует прекратить переписку и «не помышлять, чтоб он, служивши верно трем государям, при старости лет наложит на себя пятно измены». Княгиня переписку не прекратила. Она напишет Мазепе о том, что со слов Б.П. Шереметьева и генерала Рена Меньшиков «роет ему яму» и убеждает Петра сделать его (Александра Даниловича) гетманом или хотя бы князем Черниговским. Мазепа знал, что Меньшиков, получив в 1705 году титул князя Священной Римской Империи, искал возможность наполнить его реальным содержанием (позже он будет пробовать получить Курляндское герцогство), так что слова Дольской могли выглядеть для него правдоподобно.

В 1707 году, находясь на вершине своей славы, Карл XII начинает свой русский поход. 20 апреля в местечке Жолква состоялось совещание под руководством Петра, на котором вырабатывался стратегический план дальнейшего ведения войны. На этом совещании присутствовал и Мазепа. Мы знаем, что здесь было сказано нечто, очень неприятное для гетмана. Н. Костомаров считал, что Мазепе не понравился план отбора пятой части казаков в «кумпании» для составления нового войска. Современный исследователь Т. Таирова-Яковлева полагает, что речь шла о более масштабных преобразованиях Гетманщины. Возможно и то, что при привычке Петра преувеличивать силы противника тот высказал некоторые суждения, которые Мазепа истолковал как сомнения царя в успехе войны. Свое добавил и Меньшиков, приславший через голову гетмана приказ его гвардии выступить с ним в поход.

Видимо, стремясь подсластить пилюлю, Петр добивается для Мазепы титула князя Священной Римской Империи, который тот получает в сентябре 1707 года. Но гетман недоволен: «Хотят меня удовлетворить княжеством Римской державы, а гетманство забрать». Княгиня Дольская присылает очередное письмо с предложениями Лещинского. Соратник Мазепы Ф. Орлик вспоминал, что на этот раз тот сказал: «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству». Т.е., теперь возможность перехода к шведам Мазепа стал допускать. В конце 1707 года он принимает посланца Лещинского иезуита Зеленского. В это время в Москве уже находился знаменитый донос Кочубея и Искры. Узнав о Зеленском, Кочубей сообщает еще и о том, что гетман ведет переговоры с поляками и готовит измену. Петр не поверил. Кочубея и Искру, подвергнув в Москве пыткам, выдали Мазепе. Тот их казнил. За полтора месяца до своего перехода на сторону шведов и Лещинского Мазепа получил царскую грамоту о том, что «никаким клеветникам ... вера не дается».

Тем временем шведы вступили в Малороссию. Гетман все еще колеблется. Он поставлен перед выбором, который ему делать не хочется и говорит о Карле: «Дьявол его сюда несет!» И все же боязнь оказаться в проигравшем лагере делает свое дело. Фальшивый блеск шведской славы слепит его. 25 октября 1708 года в возрасте 69 лет Мазепа переходит на шведскую сторону и соединяется с Карлом.

Петр сначала этому не поверил, но, убедившись в гетманской измене, принял радикальные и быстрые меры по ликвидации ее последствий. 28 октября им был издан манифест об измене Ивана Мазепы, которым последний был отрешен от должности гетмана. В манифесте говорилось о том, что цель Мазепы – лишить малороссийский народ его вольностей, восстановить власть поляков и унию. Им же было объявлено об отмене «аренд и многих поборов, незаконно наложенных на Малороссийский народ» бывшим гетманом. 2 ноября Меньшиков штурмом взял Батурин, где у Мазепы находились большие запасы продовольствия, фуража и боеприпасов. Город был уничтожен, счет погибших из числа гражданского населения шел на тысячи. Запасы были частично вывезены, остаток погиб в пожаре. На срочно созванной раде был избран новый гетман, И. Скоропадский. 12 ноября митрополит Стефан Яворский предал Ивашку Мазепу анафеме.

А что сам Мазепа? Вместо обещанных Карлу 30 тысяч казаков он привел только около двух тысяч. Его не поддержали ни большинство старшин и рядовых казаков, ни города, ни церковь, ни крестьянство. М. Грушевский писал, что крах «мазепинщины» был неминуем, прежде всего из-за страшного раздела, существовавшего между старшинами-автономистами и народными массами. Сам Мазепа, кажется, был ошеломлен, быстро поняв свою ошибку. Блестящая, как ему издалека казалось, шведская армия оказалась сборищем оборванных людей без артиллерии, госпиталей, продовольствия и фуража. Он понял, что попал в лагерь побежденных. И захотел вернуться к победителям.

Через месяц после своего перехода к шведам Мазепа с миргородским полковником Д. Апостолом передает Петру свое предложение в обмен на прощение сдать ему шведского короля. Царь сначала не поверил, но предложение повторилось через других посланцев. Начались переговоры, но вскоре окружение государя убедило его отказаться от них. Мазепа был никому не нужен, а в победе над шведами уже не сомневались и ввязываться в сомнительное мероприятие не хотели.

Вскоре разгорелась партизанская война против шведов и их пособников (Коста Гордиенко привел к шведам 7 тысяч запорожцев). Отчасти она стимулировалась манифестом Петра, призывающим к истреблению шведов и предателей, в котором были определены денежные награды за пленных и убитых (от 3 рублей и выше). Ущерб, нанесенный России изменой бывшего гетмана, конечно, был, он несравним, допустим, с ущербом от перемены фронта Выгодским или изменой Юрия Хмельницкого.

Дальше была Полтава, затем путь изгнанника привел бывшего Гетмана и Кавалера в захолустный городок Бендеры, где 22 сентября 1709 года в возрасте 70 лет Иван Степанович Мазепа скончался. В самом конце своего жизненного пути он потерял все: власть, почет, уважение и богатство. Даже место его последнего приюта не определено. Страшный конец, которого не пожелаешь и врагу.

Пострадала и Малороссия. М. Грушевский и Н. Костомаров считали, что именно поступок Мазепы стал поводом для ликвидации ее автономии.