Праздник Хонгоодоров

На модерации Отложенный

Праздник Хонгоодоров

 

Шумит, третий день гуляет праздник в центре Тункинской долины, в посёлке Кырен. Бурятские красавицы, и молодые и немолодые, надели лучшие наряды и буравят гравий на тропках каблучками-гвоздиками. Девочки-подростки в светлых атласных блузочках, начиная ощущать свою женскую привлекательность, туманят взор кокетливой загадочностью. Мальчики в белых рубашках и новых чистых брючках, потеряв ориентиры поведения, то чинно группками прогуливаются между взрослыми, то начинают бегать вокруг сверстниц, пытаясь обратить их внимание на свой взрослый вид. Фронтовики надели ордена, ветераны - погоны.

Праздник! Праздник Хонгоодоров!!!

Летят стрелы из спортивных луков с диоптрическими прицелами от малокалиберных винтовок 60-х годов прошлого века. Летят, разбивая с пятидесяти метров тупыми концами стрел ранжированные кегли. Неумело собранные юрты стоят на футбольном поле сельского стадиона. С левой стороны поля пытаются петь песни под Пугачёву и Леонтьева местные вокалисты. "Суса-нн-а-а-а" - с непередаваемым бурятским акцентом гремит песня из хрипящих репродукторов над полем, где валяют друг друга национальные борцы. Бурятская команда против русской лупят по волейбольному мячу «стенка на стенку». Но все знают, что победит дружба.

Праздник! Праздник Хонгоодоров!!!

А что творится под пригорком, ох, что же там творится!

Все, ну буквально все без исключения, принимают позы*, запивая бурятским чаем с молоком. А кому положено, не стесняясь, запивают водочкой, не забывая плеснуть немного духу - Бурхану, но забывая о том, что они давно уже буддисты. И вот много - много их лежит под забором почти в одной позе - на спине, приоткрыв рот и закрыв глаза. И проходит перед их незримым взором история древних предков Хонгоодоров, которые в жестоких схватках с могущественными монголами отстояли для них эту чудесную долину и национальную самобытность и завещали своим потомкам хранить традиции и историю бурятского народа. Собственно, этому ведь и посвящён праздник - памяти народной, почитанию предков!

А потомки, в светлых атласных блузочках и белых рубашках, смотрят на нелепые позы отцов и дедов и не знают они, и не видят они своих Хонгоодоров и своих традиций, и своих героев, и ничего своего они не видят и не знают. А все вместе не видят, увлечённые угаром праздника, как на севере долины, где проходит горный хребет - Восточный Саян, горит уже который день тайга, их защитница и кормилица. Горят многовековые лиственницы и кедры, которые возможно видели гордых Хонгоодоров...

...Горит тайга, мощно горит. Дым валит как из сотен труб большого завода. И никто не потушит её, кроме Бурхана, если конечно пошлёт он сильный дождь и нужный ветер...

...А пока горит тайга, валит густой дым как из заводских труб, и уже не видно высоких вершин Восточного Саяна, и заполняет дым горящей тайги прекрасную Тункинскую долину...

...Шумит, третий день гуляет праздник!!!

Праздник Хонгоодоров!

Радуйтесь, буряты, веселитесь!

Поминайте своих предков Хонгоодоров. Здесь они жили, здесь вам жить!?

*Позы - бурятское национальное блюдо, подобие казахских мант, грузинских хинкали, сибирских пельменей. Готовится на пару.

 

 

Отповедь самому себе

 

...А ведь Ной тоже лежал в такой позе, когда его увидел сын, но это не помешало Б-гу поручить именно Ною самую почётную миссию - спасение Жизни на Земле! А сын Ноя, устыдившийся непотребной позы пьяного отца, остался в истории человечества как Хам.

Благословенна Тункинская долина!

Благословенны потомки Хонгоодоров - бурятский народ, добрый, простой и чуткий! Мне ли, утонувшему в грязи цивилизации, оторванному от всего истинного, обсуждать и осуждать!?

Ведь ближе к Б-гу не тот, кто парит в высях, пытаясь сровняться (сравниться) с Ним, но тот, кто к земле - творению Его близок. Ибо на земле повелел Всевышний жить человеку и другим тварям земным. Только на Земле человек может найти и путь свой, и промысел свой, и долю свою. Найти и передать потомкам знание своё, опыт свой, поиски свои. И только в этом смысл человеческого существования, и благодаря этому вечной становится Жизнь...

 

P.S. По федеральной автомобильной трассе, идущей через Тункинскую долину, три конных бурята гонят табун лошадей, голов двести-триста. Кони с летних пастбищ, сильные, сытые, красивые. Много молодых коней, маленьких жеребят. Идут, потряхивая гривами, полудикие и свободные. Слабо реагируя на крики пастухов, косят взглядом кобылы на ползущие по трассе грузовики и легковушки, примеривая, нет ли угрозы для жеребят?

А автомобили, в каждом из которых лошадиных сил чуть ли не больше, чем во всём табуне, плетутся, повизгивая, опасаясь за сохранность своего окрашенного железа.

Проходит табун, топот копыт, конский пот и звонкое ржание жеребят как торжество живой Жизни!

 

P.P.S. А к концу третьего дня великого праздника - праздника Хонгоодоров послал Бурхан сильный дождь и нужный ветер, и перестала гореть тайга, и рассеялся дым над прекрасной Тункинской долиной...

 

Аршан-Монды

09-10.09.02