Когда Бог хочет наказать, или о лозунге «Хоть с чертом, но без Путина!»

Попалось мне на днях сообщение, вполне достойное fognews: Путин тяжело болен, дни его сочтены, сменщика ему элита уже выбрала и сменщик этот – Шойгу. Сообщение было украшено ссылкой на «анонимный источник» в Администрации Президента и вообще смотрелось чуть серьезней многочисленных в последнее время «сводок о здоровье Путина». Ну, и конечно, оно идеально вписывалось в пул политологического «анализа», который породила замена Сердюкова на Шойгу, равно как и в более широкий контекст шойгулогии – заметок ума политологических беллетристов о личности и жизненном пути чрезвычайного министра. В общем, хотя резонанс, который эта новость вызвала в Сети, оказался и послабее, чем у сообщения про эмиграцию Познера, но обсуждение все же состоялось, и даже с участием вполне серьезных людей.

Но меня заинтересовал не сам факт этого разговора, а господствующее в нем настроение – настроение мечты: вот было бы здорово! Что именно здорово – этого вопроса, равно как и любых иных вопросов, собеседники старались не задавать. В обсуждении вообще не было того, что можно было бы назвать мыслью. Но недостаток мысли с лихвой компенсировался страстным желанием переменить прежнее на что-нибудь. Почти таким же страстным, какое вело избирателей КС на его выборы, а теперь заставляет их же ловить каждую новую весточку из кулуаров этого славного органа. Хоть с чертом, но без Путина! Это же страстное желание заставляет членов того же КС преодолевать естественное отвращение и таки-садиться друг с другом на одном гектаре, простите, за один стол. Те, кто постарше, хорошо помнят эту страсть, согревавшую нас в 80-е годы – в «пятилетку похорон Политбюро» и последующую за ней перестроечную пятилетку. Правда, тогда демократам все же хватало брезгливости не   брататься с «Памятью», но на союз с «коммуно-демократами» они шли охотно, что и закончилось полным политическим триумфом «коммуно-демократов» и полным фиаско как самих «просто демократов», так и идеи демократии в России.

Никто из разумных людей, если только они не куплены властью, не станет возражать против второй части лозунга «Хоть с чертом, но без Путина!». Но вот что касается его первой части... Зачем же «с чертом»? Что за резон в замене Путина человеком его команды? Что это может изменить? Даже не опасаясь, что next may be worse, хотя и такая возможность отнюдь не теоретическая, откуда берется эта наша неистребимая уверенность, что следующий будет лучше? Да, ниоткуда. Просто из накопившегося раздражения на «этого». Раздражения вполне естественного, раздражения вполне оправданного, и более того, раздражения очень сильно запаздавшего. Но... Но от всего этого раздражение не превращается в мысль, эмоция разрушения не становится созидательной. И стоит ли так уж удивляться, что общество в значительной своей части с опаской относится к разрушителям, которые категорически не хотят, да и не очень могут думать про «а затем»?

Всё это вещи совершенно очевидные как будто, просто-таки до банальности очевидные. Но о них приходится говорить снова и снова. Никакие персональные замены – не только Путина на Шойгу или Путина на Кудрина, но и Путина на Немцова, Навального или Каспарова – ничего не смогут изменить в нашей жизни принципиально, если мы не изменим коренных принципов организации общественной жизни. Эти коренные принципы, которые нуждаются в кардинальном пересмотре – 1) неуважение к личности, 2) несправедливость распределения общественного продукта и 3) отчуждение общества от власти.