Газовая война.Янукович против Путина.


Н.БОЛТЯНСКАЯ: «Будет ли зимний газовый конфликт между Россией и Украиной?» - Наталья.

Е.КИСЕЛЕВ: Думаю, что обойдется на этот раз без каких-то экстремальных сценариев. Хотя бы потому, что российские и украинские газовики сейчас это люди, которые находятся в нормальных человеческих отношениях. Алексей Миллер, главный по этой теме с нашей стороны, российской, и Юрий Бойко – главный по этой теме с нашей стороны, с украинской, находятся в тех отношениях, когда они могут, если не договориться. То не разругаться. Это диалог людей, у которых ничего личного, только бизнес.

А когда были предыдущие конфликты, это было в значительной степени замешано на остро-политическом неприятии друг друга. Там был этот сюжет, которого сейчас нет. Но сильные пассажиры, как говорится, стоят оба насмерть. Россия, конечно же, рассчитывала, что с приходом Януковича и его команды к власти, дела пойдут как по маслу в газовой сфере, и украинские газовики, во главе с Бойко будут стоять по стойке смирно. Но Юрий Анатольевич оказался человеком совсем непростым. И понятно, что не он один тут принимает решения, скорее, он высокопрофессиональный исполнитель, но ситуация такова, что ребята говорят: нам нынешние условия невыгодны. Не хотите менять – хорошо, мы будем соблюдать контракт, который нам невыгоден, но будем искать возможности более дешевый газ получать на стороне. И то, что сейчас из-за выборов в Украине, скандалов, которые происходили в последнее время в России - ГЛОНАСС. «Оборонсервис», - незамеченным осталось существенное событие. С начала ноября стали качать газ из Германии через Польшу и Украину. Пока объемы символические, потому что просто тестируют работу систем в новом, непривычном режиме – впервые Германия, причем, одна из самых крупных газотрейдерских компаний Германии, РВЕ, вторая по величине, впервые поставляет газ на восток, в обратном направлении. Объемы там символические, но в перспективе это будет порядка 5 миллиардов кубометров в год, как минимум. А это одна десятая часть прежнего объема украинского импорта газа из России. А в пересчете на деньги немецкий газ дешевле газпромовского на 40-70 долларов за тысячу кубов. Соответственно, 5 миллиардов кубометров газа в год, купленные по цене настолько дешевле, это дает от 200 до 350 миллионов долларов экономии. А если большие цифры, - а там есть теоретическая возможность наращивания импорта, то и больше денег получит Германия, и меньше – Россия.

Российская сторона уже размахивает тем самым договором кабальным, который подписала Тимошенко, а этот договор иначе как кабальный не назовешь.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: А слушатель пишет, что «Ценой своей свободы она Европу в 2009 г. спасла от замерзания».

Е.КИСЕЛЕВ: И абсолютно поставила на колени украинскую экономику, которая несет колоссальные расходы. Там дело не только в конкретной цене - цена привязана к цене на другие энергоносители, но там есть определенные положения, которые вообще ни в какие ворота не лезут, - например, обязательство Украины обязательно либо покупать 40 млрд. кубометров в год, либо платить, - хочешь, не покупай, но плати. Это один из пунктов договора, который является предметом многомесячного спора.

И., в конце концов, почему такая удивительная формулировка? – а что, национальный интерес Украины, на страже которого, по идее, должен стоять политик такого масштаба, как Тимошенко, он что, состоит в том, чтобы спасти Европу от замерзания? Ценой тяжелых потерь для национальной экономики?

Н.БОЛТЯНСКАЯ: «А немцы продают Украине российский газ?»

Е.КИСЕЛЕВ: Знаете, а какой газ воруют «хитрые и жадные украинцы»? Знаете, есть человек, очень известный в Украине и неизвестный в России, Игорь Бакай, который был одним из основателей украинской системы газового трейдинга – так судьба его сложилась, он живет сейчас в России, занимается здесь другим бизнесом, но однажды я его интервьюировал как эксперта – это было еще при Ющенко, и он сказал: вы поймите одно – в этом бизнесе газ не воруют, воруют деньги. Бог его знает, какого происхождения газ в трубе – туркменский, азербайджанский, российский с Ямала, - он перемешивается, и в одной и той же трубе может идти смесь разных газов - конечно, на самом деле все сложнее, газ отличается по качеству, и надо учитывать его специальные свойства при транспортировке. Но, в конечном счете, невозможно определить, какой газ течет.

Вопрос в цене. Потому что Россия покупает в Туркмении некий объем газа значительно дешевле, чем он стоит на том конце трубы, когда он приходит в Украину, или дальше, в Германию. А маржа – колоссальная, - между изначальной стоимостью туркменского газа достается, - надеюсь, казне.