К вопросу об ответственности...
На модерации
Отложенный
Принято считать, что Бог настолько совершенен, что всё, что он делает, - правильно. Поэтому его не только не в чем упрекнуть, но даже ставить вопрос о его ответственности за что-либо бестактно. Но это - точка зрения духовенства и некоторой части паствы. Что же касается другой части паствы и, особенно, неверующих, то, набравшись смелости и преодолев стеснительность, они открыто задают вопрос о том, все ли действия Иисуса Христа оправданы с точки зрения человеческой (да и божественной) морали.
Вопрос об ответственности Иисуса Христа как всемогущего Бога за процессы и явления, происходящие в нашем неблагополучном мире, относится к числу нерешенных проблем христианства, критическая масса которых такова, что может взорвать всё его учение и развалить его Церковь.
По учению трёх крупнейших христианских Церквей - католической, протестантской и православной - Христос является не только соавтором, со-создателем мира, но и незримым участником всех происходящих процессов, знающим всё про всех. Так, в Новом завете о нём сказано: "...Бог больше сердца нашего и знает всё" (1 Иоан., 3,20), Бог "знает всё совершеннейшим образом" и даже "в превосходной степени" (Мф., 11, 27). Непререкаемый авторитет РПЦ, святитель Иоанн Дамаскин утверждал, что "Всесильный Бог в одно мгновение проникает и видит все места: высоту неба и широту земли, глубину моря и неведомое в преисподних местах... Всё без исключения происходит по предвечному совету Божию, по благоволению и Провидению Его" (Иоанн Тобольский "О божественном промысле". М., Паломник, 1996).
С другой стороны, уже довольно рано христианские богословы поняли, что если признать Христа активно участвующим в земной жизни людей, то неизбежно придётся признать его ответственность и за все беды и несчастия, которые обрушиваются время от времени на человечество и отдельных его представителей. Для того чтобы освободить своего Бога от ответственности за зло и несправедливость в этом мире, христианские богословы разработали учение о свободе воли, согласно которому человеку предоставлен выбор пути спасения: либо принять христианскую веру, либо отказаться от неё и следовать своим путём, который, утверждают они, конечно же, неминуемо приведёт в ад. В послании Иакова сказано, что Бог "сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью" (гл.1, с. 13-14). В связи с этим вопрос о том, отвечает ли Христос за судьбы людей или нет, повис в воздухе. В течение двух тысячелетий христиане не особенно задумывались о сути этого противоречия. Однако по мере накопления знаний, роста образованности и культуры этот вопрос всё чаще стал беспокоить тех верующих, которые оказались способны о нём задуматься.
Таким образом, в христианстве с самого начала было заложено неразрешимое противоречие: с одной стороны, догма о предопределении, т.е. зависимости всего мира и всех происходящих в нём процессов и событий от Бога, с другой — неполнота и даже отсутствие этого предопределения, выразившееся в виде дарованной человеку свободы воли и поведения.
Действительно, если Христос - всемогущий Бог, создавший мир и управляющий им, то как можно объяснить гибель миллионов людей от рук не только тех, кто уверовал в других богов, но и христиан? Ведь на совести последних уничтожение многих народов мира, произошедшее, надо полагать, при полной поддержке их Бога (в противном случае ничего такого не могло бы произойти). В порыве приобщение "глупых" язычников к "истинной" христианской вере, "добрые христиане" почти полностью истребили племена Центральной и Южной Америки, Вест-Индии, Юго-Восточной Азии, огнеземельцев Южной Америки, около двух третей индейского населения США. а также аборигенов острова Тасмания, прибрежные племена Австралии, бушменов Африки. При попустительстве своего Бога христиане занимались работорговлей. В Африке, начиная с XV века, в результате только последствий работорговли погибло, по оценке некоторых учёных, около 100 млн. человек!
В массовой гибели людей повинны не только католические служители, но и священники православной церкви, в частности, РПЦ. Даже спустя 300 - 400 лет после принятия христианства Русью, в Вятском крае христианство "прививалось" огнём и мечом. Грамота 1452 года митрополита Ионы вятскому духовенству красноречиво рассказывает, как христианство насаждалось среди нерусских народов. Священники перемучили и переморили многих людей, в воду "пометали", сжигали в избах — мужчин, старцев и малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и умерщвляли. При этом митрополит вовсе не осуждал духовенство за зверскую расправу, а только предостерегал, что такой кровавый террор может вызвать ненависть к духовенству и нанести ущерб Церкви. Можно ещё как-то понять враждебное отношение христиан к приверженцам других религий. Но они постоянно воевали и продолжают воевать и друг против друга - католики против протестантов и православных, протестанты против католиков и т.д. А православные воюют ещё и между собой - Русская православная Церковь с Русской православной Церковью за границей (Карловатской Церковью), Катакомбная православная Церковь с Русской православной Церковью и т.д.
Уже в XX веке во время второй мировой войны к Иисусу Христу с молитвами о защите обращались те, на кого напали немецко-фашистские захватчики, в том числе, верующие Советского Союза. Зная, как складывались военные действия на фронтах этой войны, можно сказать, что Христос не был справедлив: он не остановил и не покарал агрессоров, не защитил невинных и слабых - больных, стариков, женщин, детей! Равнодушно и спокойно взирал он на то, как миллионы (!) его почитателей погибали на полях сражений и в газовых камерах, причём, не только воины, но и беззащитные мирные люди... Больше того, если исходить из того, что всё делается только по воле Его, то это сам Христос помог фашистам захватить Европу и уничтожить в лагерях смерти миллионы людей. Людей, которые молили его о пощаде в течение всех лет этой ужасной войны. Христос был глух даже к молитвам и мольбам служителей своей Церкви - священников разных санов. Не внимал он и к мольбам своих соплеменников (ведь его родила еврейка). А в итоге по древней религиозной традиции народы, одержавшие победу над фашизмом фактически вопреки воле Христа, возблагодарили за неё его же, своего бога. Не смогли понять, что он их предал, что не благодарить его надо, а, по меньшей мере, отвернуться от него. Чтобы ему стало, наконец, стыдно...
В XX веке в мире было истреблено 170 миллионов человек, из них 110 миллионов — в социалистических странах. В СССР за 1917 -1987 годы были уничтожены 62 миллиона человек, в коммунистическом Китае (1949 - 1987) - 35 миллионов, в Германии (1933 -1945) - 21 миллион, в "националистическом" Китае (1928 - 1949) - 10 миллионов, в Японии (1936 -1945) —6 миллионов, в Турции (1909 -1923)-2,8 миллиона. Эти жуткие данные приведены в книге известного шведского политика Пера Альмарка "Открытая рана". Всесильному богу всё это, конечно же, было известно, но Христос не заступился за людей. Родные погибших не могут получить ответа, за что так жестоко предал их Бог, за что он мстил людям, которые объяснялись ему в любви, молились ему, приносили ему пожертвования, поддерживали его церкви и его слуг. Их Бог, как всегда, молчит...
Самое удивительное, что Христос совершенно равнодушен к убийству даже собственных и, должно быть, любимых слуг - служителей своей церкви. За годы советской власти были убиты и репрессированы сотни тысяч священно- и церковнослужителей.
Но Иисус, во славу которого они терпели свои мучения и с именем которого на устах умирали, им не помог. И это тот Бог, которого называют "Спасителем"! Он не спасает от разорения и уничтожения и места поклонения себе, любимому, — храмы, монастыри. По данным Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, на временно оккупированных территориях Советского Союза в годы войны было сожжено или полностью уничтожено 1670 церквей, 237 костёлов, 69 часовен, 59 синагог и 258 зданий других религиозных организаций.
Управляя этим миром, Христос должен быть ответственным и за так называемые стихийные бедствия - землетрясения, наводнения, ураганы, тайфуны, цунами, оползни, сели и пожары. Но он ни разу не вмешался, не навёл порядка, не защитил людей, в том числе и своих верующих. Своим бездействием он обрекает их на гибель и мучения.
Вот только некоторые данные о гибели людей от землетрясений. В 526 г. н.э. в Антиохе (Сирия) погибло 250.000 человек, в 1290 году в Кихли (Китай) -100.000 человек, в 1556 году в Шанси (Китай) -830.000 человек, в 1737 году в Калькутте (Индия) -300.000 человек и т.д. Только в XX веке в мире произошло 22 крупных землетрясения, от которых погибло более 1 млн. 20 тыс. человек.
Ещё больше людей пострадало от наводнений. Только с середины XX века на земном шаре произошло 36 крупных наводнений, от которых погибло 7.719 и пострадало более 12 млн. 300 тысяч человек. Сотни тысяч людей погибли от разрушительных действий, вызванных гигантскими волнами - цунами. Вот только один из примеров. 27 августа 1883 года произошло взрывное извержение острова-вулкана Кракатау. Возникшие при этом волны, имевшие высоту до 30-40 метров, прошли по всему земному шару. Это привело к гибели примерно 36.400 человек. При этом был полностью уничтожен расположенный в 90 километрах от вулкана город Телокбетонг и все его 10 тысяч жителей. Нет сомнения, что христианская часть населения молила своего Бога, всячески ублажала его, подносила ему всевозможные дары, просила отвести возможную беду, помочь им, спасти... Но всесильный и "добрый" Бог остался глух.
Огромное количество людей пострадало и погибло от всевозможных эпидемических заболеваний. Самая заразная болезнь - легочная форма чумы, известная также как "чёрная смерть", погубила около 75 млн. человек. В середине XIV века эпидемия этой болезни выкосила примерно четверть населения Европы. Страшное вирусное заболевание - гепатит "В" - поразило сегодня 350 млн. человек, из них россиян - 5 млн. Ежегодно от осложнений, связанных с этой болезнью, в мире умирает два миллиона человек. И они не понимают, за что всесильный Бог Иисус Христос обрек их на смерть. А РПЦ не стесняется при этом пропагандировать взгляды своего "святителя" Иоанна Тобольского, заявлявшего, что "все несчастья и бедствия происходят по воле Божией". Как же низко должен пасть человек, чтобы приписывать своему Богу, обрушивающему бедствия на головы людей, что он делает это "ради достижения праведных целей Промысла Божия", избивает и даже уничтожает людей для их же пользы!!!
Бог насылает на людей и другие несчастья: засухи, затяжные дожди и холодное лето, что приводит к неурожаям, следствием чего тоже являются голод, болезни и массовая гибель людей. И в этих случаях верующие должны считать ответственным его.
Если болезни, страдания и смерть миллионов людей ещё можно как-то объяснить их прегрешениями перед Богом, то остаётся совершенно непонятной его жестокость по отношению к представителям фауны и флоры. Глобальные и катастрофические изменения климата на Земле уничтожили миллионы животных и растений. Вот только два примера. 250 млн. лет назад (в конце пермского периода) в результате, как полагают учёные, столкновения нашей планеты с кометой или астероидом, произошла гигантская по своим масштабам катастрофа, в результате которой исчезло огромное число видов животных и растений, в том числе ушло в небытие более 90% позвоночных морских животных! А 65 млн. лет назад, когда людей тоже ещё не было и, вроде, некого было наказывать, бог, тем не менее, ниспослал на землю крупное небесное тело, оставившее на поверхности земли "рану" в виде кратера Чикскулуб, находящегося на дне Мексиканского залива около полуострова Юкатан (Северная Америка). Это падение вызвало взрыв силой примерно в 100 млн. мегатонн тринитротолуола, приведший к гибели динозавров, а с ними и большей части остальной флоры и фауны Земли.
Кроме этих вселенских катастроф, по велению или попустительству Бога флора и фауна Земли ежегодно уничтожается от лесных пожаров, наводнений, землетрясений, извержений вулканов, селей, цунами, нашествий саранчи.
Помимо прямого уничтожения с помощью всевозможных катастроф Иисус Христос уничтожает животный и растительный мир планеты, попустительствуя неразумному, а подчас и преступному отношению к нему людей. При его невмешательстве люди полностью истребили 110 видов (!) крупных млекопитающих. Ежегодно люди уничтожают до 30 тысяч квадратных километров "зелёных легких" Земли - тропических лесов Бразилии. За двадцать последних лет 75% мировых пахотных угодий превратилось в пустыню. За что же Бог уничтожает природу, в чём она-то провинилась перед ним? Есть от чего прийти в недоумение и растерянность.
Как всё это должны расценивать верующие? Большинство пока об этом не задумывается. Что же касается самой Церкви, то об изменении отношения христианских богословов к вопросу об участии Христа в жизни верующих можно судить на примере РПЦ. После 1917 года она долгие годы не обсуждала вопрос об участии Христа в повседневной жизни страны. Но затем спохватилась, и в 60-е годы её руководство разработало осовремененное богословие, согласно которому Христос не оставляет без внимания судьбу страны и русского народа. В "Богословии мира", в частности, говорилось, что человек является соработником Христа, что добрый христианин должен помогать Богу преобразовывать мир. Война, убеждали православные богословы, не от Бога, это зло - дело рук человеческих. А вот мир - дар божий. Непонятно только, почему "добрый" Бог, который так "любит" людей, особенно своих приверженцев, не вмешается и не прекратит распри на Земле, не остановит уничтожение хотя бы христиан. В другом богословии - "Богословии примирения" говорится о примирении человека с Богом как единственно действующем средстве реализации насущных проблем человеческого общества. Таким образом, верующим исподволь внушают, что Христос и сегодня руководит судьбами людей и страны. Правда, не все в это верят.
Часть верующих приходит к выводу, что Христос проявлял себя лишь до тех пор, пока не вознёсся на небо. После этого он и думать забыл о верующих в него и их проблемах и удалился на покой, предоставив миру развиваться по своим законам.
Проведённый анализ разных сфер деятельности, в которых мог и должен был положительно проявить себя Христос, показывает, что все они ему глубоко чужды. Тогда зачем и кому он такой нужен? И возникает ещё один вопрос, более опасный для Церкви и её служителей: если он не занимается судьбами живых людей сейчас, то как можно верить, что он будет заниматься ими (да ещё и всеми, ранее умершими) после своего второго пришествия на Землю? Зачем ему эти хлопоты?
Комментарии
LGu.
Иисус Христос открыл нам Царство Божие, и всё от нас зависет, кто куда попадёт!
Вопрос? Где быть и с кем быть, вот в чём вопрос?
От смерти не кто не застрахован, а если есть вера и любовь, то вы спасены.
Римляне много Христиан уничтожили, пока сами не уверовали, много мучиников было, но не кто не отрёкса от Иисуса Христа и от Бога.
Иисус Христос страдал и нам велел страдать, когда это надо, но не одна Душа не погибает и лукавый не касается её, так как Иисус Христос знает своих возлюбленных и забирает к себе, кто с Ним и с Богом.Аминь!