«Думайте! Думайте! Думайте» К юбилею Александра Зиновьева

На модерации Отложенный

Сан Саныч Зиновьев — выдающийся русский мыслитель — всю жизнь был отщепенцем. «Ах, какая благодать! / Скоро снег растает. / И не даст под утро спать / Птиц крикливых стая. / Ручейки споют, звеня, / Песенку простую. /Неужели и меня тоже арестуют?»...

Он был удивительным отщепенцем, прожив со страной буквально все: студент ИФЛИ, солдат Второй мировой, философ, профессор МГУ, писатель, диссидент, эмигрант, и там, на Западе, ставший отщепенцем. И оставшийся таковым по возвращении в постсоветскую Россию. Он был отщепенцем, потому что всегда утверждал: Думайте! Думайте! Думайте! Это ровно то, что современный мир категорически не желает делать. Александр Зиновьев — логик, и его философские конструкции, как и его творчество, абсолютно цельны, несмотря на кажущуюся парадоксальность.

29 октября Зиновьеву исполнилось бы 90 лет. Мы не смогли выпустить номер к дате, потому что ждали юбилейных Зиновьевских чтений. В конце концов, номер про Зиновьева можно выпустить когда угодно, потому что это всегда актуально и потому что нынешней России он как бы не очень нужен. Не нужно его хирургически логичное препарирование советского коммунизма и антисоветского антикоммунизма. Не нужен зиновьевский призыв думать. Потому что зачем думать? Трясти надо.

Не главный, не определяющий, но очень яркий последний актуальный пример — отставка Сердюкова. Предельно грязно, бессмысленно, хотя и очень эффектно с точки зрения большого пиара оформленная акция, зачистившая министра, вытащившего Российскую армию из процесса бурно текущего гниения.

Сердюков, безусловно, наделал много странного и спорного. Мы говорили и повторим, что после сердюковской реформы армию придется реанимировать. Но если бы ее не было — реанимировать было бы нечего. Не в Сердюкове дело, а в общей позиции — не думать.

Есть ощущение, что обществом, и не только нашим, полностью управляют рефлексы. Нет проектирования — есть только рефлексирование. Александр Зиновьев утверждал, что колоссальный рост управляемости, соединенный со столь же масштабным снижением интеллектуального уровня человечества, «тотальное оглупление, выдаваемое за колоссальный процесс познания», приведут к страшным последствиям. Наша Родина является карикатурным примером зиновьевского предвидения. Страна, в которой официальную идеологию воплощает взбесившийся главный санитарный врач, вряд ли способна на позитивное социальное проектирование.

Думайте! Думайте! Думайте! Это совсем нетрудно делать в стране, где создана уникальная школа методологии думания. И вместо параноидальной борьбы за физическое здоровье нации, разворачивающейся в учреждениях исполнительной и законодательной власти России, самое время заняться ее душевным здоровьем. Потому как параноик все равно не сохранит физического здоровья, неизбежно нанеся ущерб и себе, и окружающим.

Однако