Израильский политолог: "Если мирный процесс провалится, война за Карабах станет неизбежной"

Интервью Day.Az с израильским политологом Давидом Эйдельманом.
 
 
- Господин Эйдельман, как известно, сравнительно недавно армянской стороной на оккупированных территориях Азербайджана был открыт аэропорт. Как, по-вашему, насколько правомерны подобные действия Армении и как эта провокация может отразиться на дальнейшем ходе карабахского урегулирования?
 
- На иврите есть такое выражение - "факты на местности". Армянская сторона пытается, не отказываясь от мирного процесса, создавать новые "факты" усиления своего присутствия. Факты, на которые потом можно будет ссылаться. Безусловно, открытие аэропорта в Ханкенди негативно отразится на процессе переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
 
- Возможно ли перерастание усиливающейся напряженности между Азербайджаном и Арменией в "горячую" фазу?
 
- Да. Пока Армения может не отдавать территории, не возвращать беженцев, не идти на уступки – она не будет отдавать территории, возвращать беженцев и идти на уступки. Пока армянская сторона может строить на территории Нагорно-Карабахского региона объекты типа аэропорта в Ханкенди, она будет это делать.
 
Азербайджан же пока пытается невоенными способами привести Армению к состоянию, при котором она не сможет далее не выполнять международные решения по Карабаху. Но рано или поздно, к моему величайшему сожалению, если мирный процесс провалится, война станет неизбежным выходом.
 
- Каких процессов следует ожидать на Южном Кавказе с учетом растущей напряженности в регионе?
 
- Динамика напряженности на Южном Кавказе постепенно стихает, и я думаю, что в ближайшее время никаких судьбоносных событий на Южном Кавказе не произойдет. В то же время вполне возможны внутриполитические потрясения, в том числе и в этом регионе. И в этом смысле, если такая ситуация сложится в Армении, в Азербайджане или в Грузии, она может изменить ситуацию во всем регионе. К примеру, выборы в Грузии привели к мирной смене власти. Но если предположить, что подобное произойдет в Армении, то это будет большим взрывом.
 
- Возможны ли подвижки в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта в случае реального участия в процессе Запада и США?
 
- Я думаю, что в ближайшее время не стоит ждать реального участия США и Запада в продвижении урегулирования этого конфликта, так как для США сейчас важны совершенно иные приоритеты.
 
Как, по-вашему, поведут себя силы, имеющие интересы в регионе, в случае возобновления войны за Карабах? Например, Ереван постоянно выражает надежды на поддержку России в связи с членством в ОДКБ...
 
- Видя нынешнюю ситуацию в этом конфликте, я думаю, что вряд ли сегодня возможна война только за Карабах, только между Арменией и Азербайджаном. Совсем не важно, кто первым подожжет фитиль и с чего начнется большой региональный конфликт. В этом отношении стоит понимать, что на сегодняшний день видна только одна ось. Это ось Армения-Иран-Сирия, которая идет дальше Хезболлы и Хамаса, и с другой стороны - Азербайджан, связанный с Турцией и другими силами, противоположными той оси, которую я описал.
 
Вопрос, что может быть? Удар может быть нанесен с самой неожиданной стороны, и здесь стоит обратить внимание на события, которые называются "арабской весной".
 
- По мнению экспертов, в последнее время наблюдается разворот Еревана в сторону НАТО. Может ли такой поворот событий привести к качественным изменениям в отношениях Москвы и Еревана, не в пользу последнего?
 
- Я не вижу ситуацию, при которой Ереван может войти в НАТО даже по юридическим соображениям. Тем не менее, у Армении есть очень сильная сторона - она может использовать свою диаспору, в частности ее влияние на внешнюю политику различных государств, в том числе Франции, Америки и даже Израиля. Но она не может купить НАТО или укрепить связи с этим военным блоком.
 
- Как бы вы прокомментировали разговоры о том, что Азербайджанякобы готовят к роли плацдарма для удара по Ирану?
 
- Я не думаю, что Азербайджан сегодня хотят превратить в плацдарм для нанесения ударов по Ирану. Скажу, почему этого не может случиться.
 
Существует множество политических спекуляций, которые особенно муссируются в ряде СМИ. К примеру, о том, что якобы Израиль готовит военные авиабазы для нанесения ударов по Ирану. Во–первых, я не думаю, что израильские военные базы могут действительно находиться на территории Азербайджана. Дело даже не в том, что существование таких баз опровергает и официальный Иерусалим, и официальный Баку. Дело в том, что при современных спутниках такие базы просто нельзя было бы скрыть, если бы они существовали, то есть были бы по меньшей мере фотоснимки какие-то.
 
Мысль о том, что можно использовать старые военные авиабазы, выглядит абсурдно. Во-первых, потому что эти авиабазы хорошо известны, и они не используются ни Азербайджаном, ни Израилем. Во-вторых, современные авиабазы - это ведь не асфальт, хотя и покрытие на заброшенных авиабазах давно устаревшее и его также нельзя использовать для бомбардировки Ирана. Кроме всего прочего, любая авиабаза – это не только возможность для нанесения ударов, но и мишень, которую тщательным образом нужно охранять. К тому же, чтобы иметь авиабазу на чужой территории, надо там иметь и свою систему ПВО.
 
Позиция Азербайджана в регионе с каждым годом улучшается. Причем это улучшение связано не только с нефтью, которой богата страна, но и с тем, что при ситуации, существующей в регионе, Азербайджан выглядит выгодным партнером для Турции – светского, мусульманского государства. В то же время, Азербайджан надежный партнер США и надежный партнер Израиля.
 
- По мнению некоторых экспертов, война в Иране неизбежна. А как думаете вы?
 
- Сегодня Иран находится в сложнейшем положении. Большинство, экспертов, обсуждающих потенциальные возможности региональной войны на Ближнем Востоке, зациклены на противостоянии Израиля и Ирана. Израиль готов сделать – и сделает – все, чтобы не дать Ирану завладеть ядерным оружием. Конечно, вопрос ядерного оружия у иранского режима — это очень серьезная и глобальная проблема. Однако пока между Иерусалимом и Тегераном идёт психологическая война, полная публичных угроз и предостережений.