Иордания перед неизбежными изменениями

В последние два года иорданский король Абдалла борется за сохранение своего трона.  С приходом арабской весны и разрушением ближневосточных режимов, многие иорданцы ставят под сомнение целостность и действенность правления короля Абдаллы.

король

Происхождение Иордании

Контроль над Иорданией (Трансиорданией) был дан Эмиру Абдалле, бедуинскому союзнику британцев в период Певрой мировой войны (за чашкой чая с Уинстоном Черчиллем в 1918), за то, чтобы он удержал свою армию от нападения на армию французов, захвативших Дамаск у его брата.

Он стал королем Абдаллой Первым, дедом Хуссейна, отца  короля Абдаллы.  Он был родом из Мекки, СА, где занимал должность посланника от Мекки в Турецком парламенте, Он не был рожден в Трансиордании. Он превратил свою племенную армию в то, что стало потом называться «Арабским легионом» (используя британские тренировочные лагеря и поддержку) который он использовал, что навязать свое правление местному палестинскому населению (британцы  стали их называть палестинцами, чтобы не вызывать их вражду во время Первой мировой войны в результате Декларации Бальфура, которая признавала  притязания сионистского движения на землю).
 

Ветер перемен

Местное население никогда не признавали его или его братьев и сестер законными правителями. Используя бедуинскую армию, они постоянно угнетали палестинцев. В 1970 году во время Черного сентября, палестинцы едва не сврегли короля Хусейна, который был спасен, благодаря израильским военно-воздушным силам, толкаемым к действиям беспокойным президентом Никсоном.

Король Абдалла II не имеет политического чутья и харизмы своего отца и не поддерживает добрых отношений с другими партиями и местными бедуинами. Став более крикливыми последние несколько месяцев, иорданцы обвиняют его семью в коррупции и выдвигают претензии, аналогичные тем, которые выдвигались против свергнутых диктаторов Мубарака и Каддафи.

Недавно Совет Шуры Иорданского мусульманского братства решил вынести на первый план конституционные споры. Король Абдалла II не имеет приемлемых вариантов, и ему придется отречься от престола, либо мирно (как бен Али в Тунисе), либо через военный переворот (случай Ассада). При поддержке или без поддержки Обамы, дни правления хашимитской династии в Иордании сочтены.

С  окончанием правления бедуинского меньшинства в Иордании и избранием палестинского правительства, в  регионе БВ произойдут крупные изменения. Однако размах этих изменений не может быть понят без понимания роли израильских арабов.

Коренные палестинцы предпринимают неожиданные шаги

В полной противоположности тому, что сообщают СМИ, израильские арабы хорошо интегрированы в израильское общество. Имея депутатов в Кнессете, судей Верховного суда и бывших министров от своих общин, израильские арабы являются первым уровнем полных и органических арабских общин, которые подверглись западным культурным изменениям без потери своей арабской или мусульманской идентичности или гордости. В отличие от арабских общин в западных странах, израильские арабы сохранили свое наследие, язык и религию - все признается правительством Израиля (например, арабский язык — это второй государственный язык в Израиле) и подавляющим большинством израильского общества.

Израильские арабы эффективно внедрились в израильский рынок труда в течение последних десяти лет. Например, они составляют около 20% в медицинской отрасли и четверти израильских фармацевтов (в Суперфарме - крупнейшей фармацевтической розничной компании в Израиле, 57% фармацевтов являются арабами). В среднем они финансово успешны и владеют бОльшим количеством автомобилей, чем евреи-израильтяне. Картина конечно неполная. Существует много трений между евреями и арабами (в культуре, экономике, религия), но это сродни трудностям и напряженности в отношениях между различными общинами в других странах, хотя - гораздо менее серьезные, чем отношения между христианами и мусульманами в Европе.

Израильские арабы были первыми, кого стали называть «палестинцами». ООП, Хамас и аналогичные им группы и их вспомогательные неправительственные организации (НПО) утверждали, что мира не будет до тех пор, пока израильским арабам не будет дано отдельное государство – Палестина. Это нелепо потому, что большая часть израильских арабов сегодня не желает идентифицировать себя как палестинцев и не хотят жить в арабской стране. Кроме того, несмотря на то, что большинство из них - мусульмане, те, кто не ортодоксален,  не заинтересованы в замене нынешней правовой системы шариатом. В радикально ином подходе, чем в других западных странах, израильская правовая система управляет шариатскими судами (которых истцы сами выбирают), которые подчинены израильскому Верховному суду. Таким образом, Израиль позволяет мусульманским общинам жить по их собственным правилам и убеждениям до тех пор, пока они не конфликтуют с основными законами Израиля.

Арабская весна стала призывом к пробуждению и поворотным моментом, поскольку израильские арабы столкнулись с существенными различиями между жизнью в арабских странах и их жизнью в Израиле. С распадом арабской национальности и ростом конкретных этнических и религиозных группировок вместе с их непрерывной ассимиляцией, израильские арабы выбирают присоединение, а не сопротивление.


Материальные последствия, драматический результат

С возникновением палестинского государства в Иордании,  основы Ближнего Востока будут потрясены. Израильско-палестинский конфликт используется как козел отпущения и сильнейшая связующая сила в распоряжении арабских диктаторов для продолжения угнетения их народов. С решительным и безоговорочным разрешением этого конфликта, арабским лидерам придется искать другие оправдания,  что далеко не простая задача. Они больше не смогут обвинять Израиль во всех трудностях, поскольку израильско-палестинские проблемы станут обычными межгосударственными конфликтами, которыми изобилует Ближний Восток.

Однако и другие столкнутся также с отчаянным положением. Есть многочисленные НПО, газеты (в том числе и в Израиле) и ООН, которые полностью или частично обязаны своим существованием палестинской проблеме. С ее разрешением, они будут вынуждены отчаянно искать другие задачи или потеряют свое финансирование.

С пересмотром ближневосточной политики и переделкой границ, арабским странам придется дифференцировать отношения и поведение с Израилем. Выведенный из ближневосточной изоляции, Израиль сможет занять значительное место в будущем региона. Каким оно будет?