Бокасса Первый: император-людоед
Ритуальный каннибализм сегодня наблюдается в основном в африканских странах: части человеческого тела употребляются в пищу с лечебными целями. Такие «лекарства» — основная часть снадобий, используемых африканскими колдунами «мути».
2008/otkr_main-k24-13.jpg)
Печально известный император Центральной Африканской Республики Жан Бедель Бокасса, любивший полакомиться «сладкой свининой», может служить ярким примером ритуального каннибала. Человек, сменивший на своем жизненном пути мундир французской армии на корону императора, остался верен первобытным африканским верованиям.
Полковник, маршал, президент, император
Императорский банкет проходил во дворце местечка Беренго и был обставлен с немыслимой роскошью. Гости пировали в живописном, украшенном фонтанами саду, защищенным пуленепробиваемыми экранами. Золотые и фарфоровые тарелки, на которых ливрейные лакеи подавали изысканные деликатесы, были сделаны в Лиможе руками непревзойденного мастера Берардо. Французские и африканские дипломаты, итальянские и немецкие бизнесмены дивились окружающему их абсурдному великолепию. Они удивились бы еще больше, если бы узнали, что на лиможских тарелках им подают человечину. Новоиспеченный император угощал гостей закусками из политзаключенных…
2008/k24-13-1.jpg)
Сын деревенского старосты Жан Бедель Бокасса родился 22 февраля 1921 года в Бобангуи, во французской экваториальной Африке и рос в большой семье, в которой было двенадцать детей. В шесть лет мальчик осиротел: отца убили, а мать покончила с собой. Образование Бокасса получил в миссионерских школах. Родственники прочили ему карьеру священника, но сам Жан избрал другой путь. В 1939 году, в девятнадцать лет, завербовался во французские колониальные войска. Воевал на фронтах Второй мировой в составе войск Шарля де Голля «Сражающаяся Франция». Сражался, судя по всему, неплохо: был награждён орденом Почётного легиона и Лотарингским крестом, а такие награды, за здорово живешь, не раздают. В чине солдата второго ранга Бокасса участвовал в высадке союзных войск в Провансе и боях на Рейне. После войны учился в академии Сенегала, затем вернулся во Францию, закончил офицерскую школу в Шалон-Сюр-Марне, воевал в Индокитае и Алжире.
К 1961 году Жан Бедель был капитаном. В 1964 году перешёл из французской армии на службу в центральноафриканскую.
Президент Центральноафриканской Республики, кузен Бокассы Давид Дако, назначил его начальником штаба вооружённых сил и присвоил чин полковника. Не знал тогда бедный Дако, что амбиции его двоюродного брата столь же необъятны, как и у Наполеона. В рекордно короткие сроки Бокасса прошел всю лестницу званий в игрушечной армии ЦАР, а став маршалом, 1 января 1966 года сверг Дако и занял кресло президента. Новый правитель первым делом поклялся в вечной любви президенту Франции Шарлю де Голлю, которого нежно назвал «папа». Французское правительство ответило щедрой материальной поддержкой в обмен на размещение своей военной базы в стратегически важной части Африки.
Однако мятежной душе чернокожего Наполеона вскоре стало тесно в узких рамках президентских полномочий. В 1972 году он объявил себя пожизненным президентом, а в 1977м, по примеру Наполеона, — императором.
Корону для Бокассы I изготовил парижский ювелир Клод Бертран. Она была украшена двумя тысячами бриллиантов, являвшимися главным достоянием государства, в том числе бриллиантом в 58 карат, ограненным в форме сердца. Стоимость короны составила 5 миллионов долларов. Головной убор дополнили золотой трон в форме сидящего орла весом в 2 тонны и леопардовые мантии. Родственники Бокассы получили титулы принцев и принцесс, а малолетний сын императора был назначен наследником престола. Коронация прошла с соблюдением всех возможных формальностей. Не отказались даже от горностаевой мантии, невзирая на дикую африканскую жару.
На самолетах из Франции были доставлены 7 тонн цветов, 5200 ливрей, 600 фраков и смокингов, сшитых у Кардена, 25 тысяч бутылок бургундского, 40 тысяч бутылок шампанского, 10 тысяч приборов столового серебра, 100 автомобилей лучших иностранных марок и 130 белых скакунов. Туфли, в которых император был во время церемонии, занесены в Книгу рекордов Гиннесса, как самые дорогие в мире. Также из Парижа прибыли дворецкие, кондитеры, пиротехники и музыканты — оркестр из ста двадцати человек, а поистине феерическое зрелище коронации ставил не кто-нибудь, а известный французский декоратор Жан-Пьер Дюпон. Бокассе всегда были до лампочки все условности. Показательно, что император одной страны имел гражданство другой. Еще в 1958 году в Браззавиле решением №372 Бокасса был признан чистокровным французом.
2008/otkr_main-k25-13.jpg)
К тому времени Жан Бедель уже был не только убийцей на троне, но и людоедом. Однажды, еще будучи президентом, Бокасса приказал убить одного из своих министров, приготовить из него обед и накормить остальных министров. О том, что они едят, он объявил им только в конце обеда. На коронацию были приглашены руководители всех мировых и африканских держав, а также Папа Римский Павел VI. Но, несмотря на обещанные богатые подарки, ни Папа, ни главы государств не явились в Банги на церемонию. Франция была представлена министром по делам сотрудничества.
Со сказочной роскошью коронации и императорского двора резко контрастировал очень низкий уровень жизни в стране. В 1977 году в вотчине Бокассы был всего один врач на 43,4 тысячи жителей и… один стоматолог на всю империю. Коронация же обошлась нищей стране в 50 миллионов долларов, что составило около половины годового бюджета страны. Полный титул Бокассы Первого звучал так: Император Центральной Африки, волей центральноафриканского народа, объединённого в национальную политическую партию МЕСАН.
Тупиковая эволюция
Еще в годы президентства Бокасса проявил себя как полноценный диктатор. Он одновременно возложил на себя обязанности председателя правительства, министра национальной обороны, министра информации, хранителя печати, министра государственных учреждений и социального обеспечения, министра торговли, министра промышленности и шахт, министра почт и телекоммуникаций и председателя единственной разрешенной в стране партии «Движение социальной эволюции Черной Африки». Кстати, в этом статусе он посетил в 1970 году СССР и был принят лично генсеком Брежневым, тоже большим любителем совмещения всех должностей в одном флаконе.
2008/k25-13-copy.jpg)
Журналист, встречавшийся с императором ЦАР в конце 1970х годов, описывает его так: «Маленького роста, с жидкой бороденкой, масляными глазками на изрядно помятом излишествами и житейскими бурями лице, людоед в маршальском мундире страшного впечатления не производил. Наоборот — он был, скорее, смешон».
А вот соотечественникам, точнее вассалам императора, было не до смеха. Единственной организованной силой в стране осталась армия. Сразу после прихода к власти Бокасса повысил жалованье военным более чем в десять раз и увеличил численность армии в четыре раза. Доля военных расходов в валовом внутреннем продукте за этот срок возросла вдвое. Бокасса попытался возложить на армию гражданские функции, в частности контроль за правительственными учреждениями. Стремясь оградить армию от проникновения в нее антидиктаторских идей, Бокасса издал в 1970 году декрет, по которому национальная армия была и остается вне политики. В связи с этим гражданским лицам было запрещено появляться в лагерях и казармах, устанавливать какие-либо контакты с представителями вооруженных сил, вести с ними беседы политического характера.
Бокасса стремился сохранить хорошую мину при плохой игре и разыгрывал из себя прогрессивного правителя. Участвовал в панафриканском движении, в частности, в 1968 стал учредителем Союза центральноафриканских государств, куда входили также Демократическая республика Конго и Чад. Был сторонником «возвращения к земле», поддержки сельского хозяйства и аграрной реформы в стране. Во внешнеполитической ориентации колебался между советским блоком, Западом и Движением Неприсоединения. После встречи с Муамаром Каддафи Бокасса решил принять ислам и кратковременно изменил своё христианское имя на Салах-эд-дин Ахмед Бокасса. Это была лишь уловка для привлечения финансовой помощи Ливии.
Во внешней политике он отличался редким непостоянством. После посещения Советского Союза с «официальным дружественным визитом» заявил, что страна входит в «прогрессивный социалистический лагерь», а затем неожиданно призвал народ своей страны следовать по пути Франции и США.
В 1975 году новый французский президент Валери Жискар д‘Эстэн воспользовался приглашением Бокассы и несколько раз приезжал поохотиться в огромных владениях диктатора, занимавших всю восточную половину Центральноафриканской Республики.
Бокасса никогда не скупился на подарки для своих гостей, буквально осыпая их бриллиантами, одними из немногих природных ресурсов его страны.
Еще в конце шестидесятых годов центральноафриканские лидеры объявили о строительстве в стране «африканского», или «тропикализированного», социализма.
В результате национализации, проведенной в конце шестидесятых — начале семидесятых годов, государственный сектор составили гидроэлектростанция Боали, речной порт Банги и французская компания по разработке леса «Сосьетед эксплуатасьон форестьер индюстриель».
Был создан ряд государственных компаний, государство участвовало в смешанных обществах, где его доля составляла от 10 до 40 процентов акционерного капитала. Вся политическая и идеологическая деятельность центральноафриканского режима строилась в соответствии с лозунгом «третьего пути развития».
А уже во второй половине семидесятых в экономической политике наметилась тенденция к свертыванию госсектора. Многие государственные общества были преобразованы в смешанные. Частный капитал был допущен в речной транспорт, в распределение нефтепродуктов, в некоторые государственные сельскохозяйственные компании. Все чаще предпочтение отдавалось частному сектору, при этом поощрялось развитие национального частного предпринимательства.
Согласно конституции ЦАР, император являлся главой исполнительной власти. Законодательным органом был парламент, единственная палата которого называлась Национальным собранием. Император имел право досрочно его распускать. Премьер-министр назначался и снимался императором по волеизъявлению последнего вследствие вотума недоверия в Национальном собрании. Император мог по своему усмотрению вводить чрезвычайное положение, во время которого ему предоставлялись особые полномочия. Корона империи объявлялась наследственной, передаваемой по нисходящей мужской линии, если император сам не назначит в качестве преемника одного из своих сыновей.
Правосудие на территории Центральноафриканской Империи осуществлялось от имени императора. Был создан «комитет бдительности», своего рода внутрипартийной «полиции». В ноябре 1977 года было учреждено Политическое бюро ДСЭЧА, состоявшее из 17 человек, которое возглавил сам император.
В качестве основных принципов внешней политики Бокасса лицемерно декларировал стремление к миру в соответствии с Уставами ООН и Хартией Организации африканского единства, невмешательство во внутренние дела других стран, сотрудничество со всеми странами в духе мира и справедливости независимо от их политической и идеологической системы. На деле как внешняя, так и внутренняя политика ЦАР характеризовались крайней непоследовательностью. Так, в 1970 году были прерваны дипломатические отношения с ГДР в надежде получить большую экономическую помощь от ФРГ. В 1973 году были разорваны дипломатические отношения с Израилем, хотя экономическое сотрудничество с этой страной продолжалось. В 1975 году Бокасса установил деловые контакты с ЮАР.
К концу семидесятых годов экономическое положение ЦАР окончательно ухудшилось. Страна полностью зависела от иностранной помощи. Государственный долг вырос в десять раз. Французские компании продолжали занимать доминирующее положение в экономике.
С целью привлечения национальных и иностранных инвесторов в январе 1978 года на заседании политбюро ДСЭЧА была принята резолюция о запрещении национализации частной собственности, которая объявлялась незыблемой.
Навязчивая идея «апостола»
«Я — глава народа воров! — сказал как-то Бокасса. — Чтобы обуздать их, я их иногда порю. Кто-то умирает? Согласен! Но ведь это в десять раз меньше, чем на дорогах Франции в день Пасхи. Какая связь? Ну как же! Там в следующее воскресенье на дорогах будет еще больше жертв, а у меня благодаря моим жертвам не будет больше воров!»
Окончательно одуревший от беспредельной власти император требовал создать национальную оперу, балет и художественно образованное общество. Измученный народ уже не обращал на это внимания. Однако Бокасса самонадеянно ожидал, что его требования будут исполняться немедленно и беспрекословно.
"Пружина народного терпения сжалась до отказа и распрямилась. Первой поднялась молодежь. 18 января 1979 года вспыхнули волнения школьников и студентов, протестовавших против обязательного ношения формы, сшитой на текстильной фабрике, принадлежавшей самому императору. Мирное шествие к центру города превратилось в бунт
В апреле ситуация повторилась. Волнения перекинулись из школ и университетов на городские кварталы, превратившись в стихийное восстание — с построением баррикад и нападением на официальные резиденции. И тогда солдаты императорской гвардии и военные подразделения начали бесчеловечную охоту за детьми и молодыми людьми в возрасте от 6 до 25 лет.
Французские журналисты описывают дальнейшие события так: «Сотни детей помещены в центральную тюрьму, находящуюся рядом с дипломатическим кварталом, на берегу Убанги, где во дворе солдаты топчут их ногами, а затем запирают в камеры. Вне себя от ярости, Бокасса проводит в тюрьме две ночи, чтобы преподать детям «хороший урок». После этого урока в тюрьме умирает около ста человек. Трупы тайком закапываются в общих могилах или выбрасываются в реку. Но император ведет «мужской разговор» с детьми не только в тюрьме. Около тридцати ребятишек привезены в грузовике во двор его дворца в Беренго. Согласно свидетельствам, которые собрал журналист Бернар Луба, их заставили лечь на землю, и пьяный Бокасса приказал шоферу проехать по этому живому ковру. Шофер отказался, и император сам сел за руль. Он ездил на грузовике взад и вперед, пока не смолк последний крик».
В этой ситуации правители Франции уже не могли сохранять благопристойное выражение лица и были вынуждены послать в ЦАР военный десант, хотя первоначально пытались уговорить императора добровольно отречься от власти. Но Бокасса гневно бросил посланцам Жискара д’Эстена:
— Никто не будет указывать мне, что я должен делать! Я могу обратиться к русским, они мне помогут. Не Парижу решать мое будущее!
Дождавшись, когда Бокасса отправится с визитом в Ливию, в ночь с 20 на 21 сентября 1979 года, французская парашютно-десантная дивизия на транспортных самолетах приземлилась в Банги, под предлогом защиты французских граждан. Бокасса был свергнут, а его место занял отставленный им тринадцать лет назад Давид Дако. Позже, когда штурмом был взят императорский дворец, на мозаичном дне бассейна были обнаружены кости еще тридцати семи детей. Неподалеку от бассейна лениво дремали хищники, насладившиеся чудовищным угощением, — четыре ручных крокодила Бокассы. В холодильной камере дворцовой кухни обнаружились недоеденные останки дюжины безымянных жертв, которых подавали к столу Бокассы всего неделю назад, а повар экс-императора Филипп Ленгис рассказал, что его под страхом смерти заставляли готовить блюда из человеческого мяса.
Через несколько недель во французском сатирическом еженедельнике «Канар аншене» были преданы гласности подарки, которыми Бокасса покупал свою лояльность у Жискара. Французскому президенту пришлось сделать заявление о том, что он посылает личный чек на сумму 10 000 фунтов, равную цене бриллиантов, принятых им в подарок от Бокассы, благотворительной школе в Банги.
Несколько лет после этого Бокасса искал себе место жительства. Некоторое время он жил в своем замке во Франции близ города Мелена, затем был вынужден перебраться в Республику Кот-д’Ивуар — единственную страну, которая согласилась дать ему убежище. Через несколько лет, когда улеглась шумиха, Бокасса вернулся во Францию. Ему, правда, не разрешалось покидать свой замок. Униформа стала навязчивой идеей бывшего императора. В изгнании он начал новую карьеру поставщика костюмов сафари для африканских туристических бутиков. Попутно экс-император обзавелся новыми друзьями из ультраправой партии Национальный фронт. Националисты подтолкнули Бокассу к возвращению на родину, убеждая, что его там ждут с распростертыми объятиями — как французы Наполеона, когда тот бежал с острова Эльба.
23 октября 1986 года с пятью детьми и женой Катрин Бокасса под вымышленным именем прилетел в Банги обычным пассажирским рейсом. Но вместо восторженных народных толп экс-императора ждал караул солдат. Бокассу арестовали и судили. Один заочный суд над ним уже состоялся ранее. Тогда за геноцид и людоедство его приговорили к смертной казни. Очный суд подтвердил прежние обвинения, но приговор заменили 20летними каторжными работами. Затем, однако, срок сократили до десяти лет, а в августе 1993 года и вовсе выпустили Бокассу на свободу.
После освобождения экс-император еще раз подтвердил свои актерские способности. Он появился на экранах национального телевидения в белой сутане, с большим крестом на груди, заявив, что является апостолом и готов ответить на призывы народа и позаботиться о его нуждах. Призывов не последовало…
Бокасса I имел 18 жен и 77 признанных им детей. Одна из жен, императрица Екатерина, была его венчанной католической супругой и коронована по образцу коронации подруги Бонапарта Жозефины.
Неизвестно, сколько сердец опальных министров, других политических и личных врагов съел Жан Бедель Бокасса, но колдовство «мути» ему не помогло. Диктатор, искренне считавший, что несет своему народу счастье и мнивший себя вторым Наполеоном, скончался от инфаркта в ночь на 28 октября 1996 года.
Сергей АНТОНОВ
Комментарии