Человек ли читатель?

Не каждому в жизни доводится прочесть много хороших книг. Некоторые читают суррогат и принимают его за истинное чтение. Такова моя подруга. Нельзя сказать, что она глупа. Она гораздо умнее меня, но как-то не видит разницы между настоящей литературой и подделкой.

Делает ли это обстоятельство человека примитивным? Не думаю. Ценность человека определяется не количеством и качеством прочитанных книг, а тем, скольким людям он сделал добро. Ведь начитанный человек в жизни может оказаться чёрствым, равнодушным к проблемам реальных людей, а не вымышленных персонажей. Он вполне может пройти мимо чужого горя, чтобы сберечь свой покой, силы для чтения.

Всю свою энергию он тратит на сочувствие книжным героям. Фантасмагория, открывшаяся перед ним в книгах, полностью захватывает его и не оставляет места в его душе для реальной жизни.

Этот факт подмечал ещё Владимир Набоков. Он писал, что интеллигент охотнее сочувствует страданиям литературных героев, чем близким людям. И это достоверно, хотя и противоестественно.

Теперь же мы, как мне кажется, охотнее сочувствуем виртуальным персонахам в Интернете, чем книжным героям и близким людям. В этом один из феноменов вирта.