Что мы понимаем под эталоном мужской красоты?

На модерации Отложенный

  Двадцатый век не сильно изменил идеал мужчины, в котором, кажется, смешались: красота и стройность от древних греков, сила и мощь от персов и ассирийцев, рыцарство от средневековых героев, интеллект и эрудированность эпохи Возрождения, галантность придворных кавалеров, веселый нрав гусаров и изысканность денди.

Интересно проследить,как менялся в веках эталон мужской красоты.

       Имя Аполлона, златокудрого сына Зевса, в наши времена стало нарицательным для любого красавца-мужчины. Культ красоты тела, господствовавший в древней Элладе, во многом определил каноны красоты и в последующие века.

      Сила, ловкость, красота. Античные представления о красоте хранят уцелевшие до наших дней скульптуры: правильные, крупные черты лица, большие выразительные глаза и прямой нос. Немаловажное значение имел и рост. Так, Аристотель писал: "В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными"

Леохар. Аполлон Бельведерский. Римская копия

    Одним из воплощений совершенства был бог Солнца, покровитель искусств и предводитель муз. Наиболее известный скульптурный образ Аполлона создал придворный скульптор Александра Македонского Леохаром в . 330—320 до н. э  - это Аполлон Бельведерский. Бронзовый оригинал статуи не сохранился, а его мраморная римская копия сейчас находится в Ватикане в музее Пия Климента.

     Неизвестный немецких художник. Портрет рыцаря. Около 1540 года

В средневековой Европе идеалом  мужчины был рыцарь – прекрасный воин, чья мужественная внешность сочеталась не только с физической силой и храбростью, но и хорошими манерами и галантностью, предписанной кодексом чести.

   Немаловажной частью идеального мужского образа в тот период становится одежда и, конечно, доспехи – самая важная часть рыцарского костюма. В Средние века мужской костюм начинает все больше укорачиваться, тогда же появляется и "прототип" штанов: шоссы – узкие облегающие штаны-чулки из эластичного сукна.

     Человек эпохи Возрождения, или как часто говорят "универсальный человек", "эрудит" или "полимат", хорошо образован и интеллектуально развит, его интересы не ограничиваются одной областью, а способности высоки настолько, чтобы овладеть мастерством в разных сферах знаний. Внешняя мужественность и гордая осанка, впрочем, были по-прежнему в чести. Джулиано Медичи, правивший вместе с братом Лоренцо, прозванным Великолепным, Флоренцией в середине XV века, по мнению современников, отличался удивительной красотой. До наших дней дошло несколько изображения Джулиано Медичи, погибшего во время заговора в возрасте 25 лет.



Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. 1475 год

     Наиболее выдающимся мужским образом той эпохи можно считать мраморную статую Давида работы Микеланджело Буонаротти. Хотя специалисты по анатомии отмечают, что скульптор намеренно исказил некоторые пропорции для достижения художественной выразительности, впечатление, которое производила скульптура на современников Микеланджело и производит на нас сейчас, возводит образ, созданный 26-летним автором, в статус абсолютного культа красоты.


Микеланджело Буонаротти. Давид. 1501-1504 годы

Эпоха барокко, название которой переводится как "распущенный", "склонный к излишествам", наложила свой отпечаток и на идеалы красоты, в том числе мужской. Эталоном в то время становится галантный придворный, который должен был непременно уметь танцевать, отлично стрелять, фехтовать, скакать на лошади и быть внимательным кавалером. Начало XVII века эпоха расцвета французской монархии, неудивительно, что воплощением новых идеалов стал французский монарх Людовик XIV де Бурбон, более известный как "король-солнце"



Шарль Лебрен. Портрет Людовика XIV ("Короля-солнца"). 1661 год

Придворные того времени во всем старались подражать сюзерену, а французская мода, в том числе и в одежде, распространилась по всей Европе. Рыцарские доспехи средневековых придворных сменились кружевами, причем не только в нарядах благородных дам, но и кавалеров, которые украшали ими воротники, рукава, фалды камзолов и даже отвороты сапог. Цветные шелковые чулки, яркие подвязки, широкополая фетровая шляпа, украшенная страусовыми перьями... Носили их и гражданские, и военные, и мушкетеры короля, и гвардейцы кардинала.

Антонис ван Дейк. Портрет лорда Джона Стюарта и его брата лорда Бернарда Стюарта

         В моде были длинные волосы, и часто голову придворного покрывала не только шляпа, но и объемный завитый парик (отдаленно напоминавший "накладные шевелюры" древних персов, речь о которых шла выше).  Впрочем, и без париков прически представителей дворянства поражали своим разнообразием. Одной из самых популярных была прическа "а-ля Каденетт", названная в честь герцога Каденетта (Cadenet, но это слово cadenette означает еще и "косичка") впервые продемонстрировавшего ее публике. Представляла она собой одну или две пряди – "любовные" локоны - или косы, перехваченные лентой и непременно того цвета, который любила дама сердца.

Питер Пауль Рубенс. Портрет герцога Бекингема. 1625 год

    Если в предыдущие века растительность на лице определялась не модой, а гигиеническими или религиозными соображениями, то во времена барокко мужчины впервые начинают не просто отращивать усы или бороду, а отращивать их по правилам. Самой модной бородкой этого времени считается "муш" - маленький пучок волос под нижней губой. Затем, подражая Людовику XIV, французские придворные начали носить  и усики "шевалье" с завитыми концами.

Ухоженные усики и бородки считались символом аристократизма.

В XVIII веке, когда в моду вошла седина и следствием этого стали напудренные парики с уложенными буклями и косичками, без такого ни один приличный дворянин не смел появиться в обществе.


Александр Рослин. Портрет графа Александра Кирилловича Разумовского. 1776 год
Начало XIX века, время наполеоновских войн, охвативших Европу. Умы же барышень того времени были захвачены теми, кто ведет эти войны.


Франц Ксавье Винтерхальтер. Портрет Эдуарда Андре. 1857 год

Военная карьера часто была единственной возможностью для обедневших дворян подняться по социальной лестнице. Офицеры кружили головы сестрам Беннет в романе Джейн Остин "Гордость и предубеждение" (уж она-то знала все чаянья девушек своего времени), а русский гусар со времен императора Александра I  стал и вовсе образом идеализировано-комическим. Эпоха романтизма тоже наложила свой отпечаток, гусары в глазах барышень того времени – это те же рыцари, храбрые герои с нежными сердцами, которые писали стихи в альбомы девушек "перед тем как отправиться на войну".

Своеобразным противовесом военным стали английские денди, чей стиль позже переняли в Европе и России. Родоначальником этого стиля принято считать Джорджа ("Бо") Браммела.

Именно он ввел моду на черный мужской костюм с галстуком, от которого произошел современный вариант классического мужского костюма. Браммел предложил новый стиль стиль своему другу принцу-регенту, будущему королю Георгу IV, и подражая монарху английские джентльмены забросили на антресоли напудренные парики и "мушки".

Впрочем, полноватый принц Уэльский не мог сравниться с другом Браммела, которого за глаза называли "премьер-министром элегантности". А сам он вывел следующую аксиому: "Хочешь быть хорошо одетым - не надо носить то, что бросается в глаза".


Томас Филлипс. Лорд Байрон в албанском костюме. 1835 год
    В первой половине XIX века несколько выдающихся людей были известны внешней красотой и яркостью личности. Одним из них был лорд Байрон (1788-1824), которого современницы считали неотразимым из-за красоты его лица с ямочкой на подбородке в сочетании с незаурядной личностью, да к тому же еще и литературным творчеством. Байрон считал, что жизнью следует наслаждаться в полной мере, и со всей энергией следовал этой философии.В более поздние времена все больший общественный интерес привлекают политики, финансисты, актеры, художники, писатели. К концу XIX века в моде деловой мужчина, скупой на чувства и их проявление, внешне подтянутый, с короткой стрижкой, в темном строгом костюме и галстуке.

С начала XX века моду на мужскую красоту диктует киноэкран. Он предлагает зрителям парад кинозвезд. Своим обликом и поведением красавцы разных континентов отражают представления о мужской красоте, соответствующей тому или иному времени, стране, даже определенному слою общества, подтверждая тем самым известную истину, что красота — явление социальное. Pомантические идеалы XIX века отошли в прошлое, и на место мечтательного, страдающего героя пришел герой предприимчивый и прагматичный, коротко стриженный и подтянутый. Эталоном стиля был жизнелюбивый английский король Эдуард VII. А чрезвычайно модным стало все, что имело отношение к только что появившимся автомобилям: шоферские краги, короткие брюки, куртки, очки, кепи. 
Женщины тогда были без ума от лощеных, холодных, стройных, как трость, красавцев с томным взглядом, похожих на звезду немого кино Рудольфа Валентино. 

Рудольф Валентино.

Марлон Брандо.

Кэри Грант.

Кларк Гейбл.

Ален Делон.

Шон Конерри.

   Сформировался новый жесткий стандарт мужской красоты – тело с четко прорисованными мышцами, без растительности и лишнего веса. Маркус Шенкенберг, первая мужская супермодель, заявил, что для достижения идеальной формы рекомендует делать в день 650 подъемов торса со скручиванием.  Дни, когда голливудские суперзвезды могли позволить себе не знать, что такое дельтовидные мышцы, остались позади. Звезды девяностых четко разделились на две категории: стройные юноши вроде Брэда Питта и Джонни Деппа и чуть более накачанные герои – Том Круз и Николас Кейдж.

Итальянский футболист Фабио Каннаваро.

НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ – НОВЫЕ СТАНДАРТЫ 
Мужчины продолжают искать себя. На смену прежним идеалам идет поколение чувствительных, умеющих плакать, благоухающих юношей. У них мягкие щеки, идеально подстриженные ногти и твердый, как стиральная доска, брюшной пресс.

Что принесёт нам век грядущий....